Месяцев. 1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа­гирует на свое и чужое имена

1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа­гирует на свое и чужое имена.

Методика выявления: ребенок лежит на спине или живо­те. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, рез­ко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его два раза с паузой 1-2 с, затем после паузы 2-З с – имя ребенка и после паузы – опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Материал –2-3 яркие погремушки, удобные для захватывания.

Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком, перед ним или немного сбоку – справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук ребенка, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса, не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.

Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

3. Движения общие:

а) переворачивается с живота на спину.

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 3 раза.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ножки, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок; если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивается на спину, проверка развития умения прекращается.

Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

б) передвигается, переставляя руки или немного подпол­зая.

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, нонедосягаемой.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой рукой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки ползти проверка умения прекращается.

Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается на животе.

Поведение ребенка: в течение 3-5с смотрит на игрушку, пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказывает, как передвигается ребенок.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги.

Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в любой позе, наблюдают 20-30 мин.

Поведение ребенка: однократно или изредка произносит ка­кой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.

5. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Методика выявления: ситуация естественная (во время кор­мления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с со­ответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ре­бенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка.

Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами или ждет, когда вложат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.

Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса.

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Материал –глубокое блюдце или неглубокая широкая чашка (пиала).

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого, в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с неболь­шим количеством жидкой пищи (40-50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Поведение ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: