Стержневые и броневые реакторы с воздушным зазором.
Их применяют для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в цепях аккумуляторной батареи (ДС-1 и ДС-3 на электровозах ВЛ80Т, Д-111 на электропоездах ЭРЭП, ЭР22, ЭР22М и др.). защиты от замыкания на землю (ДЗ-1 на электровозах ВЛ80Т и др.), как элементы индуктивно-емкостных резонансных контуров (Д-110, 1ДР-001 на электропоездах ЭРЭП, ЭР22, ЭР22М и др.) и в других цепях. Магнитную систему этих реакторов броневого (ДС-1, 1ДР-001 и др., рис. 125, а) или стержневого (ДС-3, ДЗ-1, Д-110 и др., рис. 125, б) типа набирают из лакированных пластин электротехнической стали (Э22, Э330 и др.) толщиной 0,35 или 0,5 мм.
Катушки реакторов имеют одно- или двухслойные обмотки, намотанные на ребро (ДС-1 и др., провод ПСД 4,4 х ХЮ,8) или плашмя (ДС-3 и др., провод ПСД 3,53x4,7). Цилиндры катушек обычно выполняют из стеклопластика, изоляцию обмотки — из стеклянной ленты ЛЭС 0,2x35. Катушки пропитывают в лаке.
Реакторы работают в условиях естественного воздушного охлаждения; имеют технические данные, приведенные в табл. 10.
|
|
К этому оборудованию на э. п. с. относят трансформаторы ТРПШ на восьмиосных электровозах переменного тока и реакторы СН-102А и СН-104Б-1 электропоездов переменного тока, служащие для стабилизации напряжения в цепях управления.
Трансформатор ТРПШ-2 (рис 126) имеет три стержневых маг-нитопровода: основной 2 и два крайних (магнитные шунты) 1 и 3. Все они набраны из листов электротехнической стали ЭЗЗО толщиной 0,35 мм. Магни-топроводы отделены друг от друга изолирующими прокладками 4. Первичная обмотка 6 состоит из двух катушек, соединенных последовательно.
Каждая из них обхватывает три стержня магнито-проводов. Вторичная обмотка 7 состоит из двух параллельно включенных катушек, намотанных на стержни основного магнитопровода 2. На стержнях магнито-проводов / и 3 расположена обмотка управления 5, состоящая из четырех катушек. Они соединены последовательно, так что магнитные потоки, созданные каждой парой катушек одного магнитопровода, складываются, а э. д. с, индуцируемые в них переменным магнитным потоком первичной обмотки, взаимно компенсируются. Масса трансформатора 145 кг. Трансформатор ТРПШ-2 работает в режиме стабилизации напряжения, которая осуществляется обмоткой управления 5, подключенной к бесконтактному регулятору напряжения (БРН) Первичная обмотка 6 подключена к обмотке собственных нужд тягового трансформатора на напряжение 380 В. При снижении напряжения в контактной сети уменьшается напряжение в обмотке 6, а в обмотке управления 5 под действием БРН (см. § 45) увеличивается постоянный ток. Это ведет к увеличению насыщения стержней магнитопроводов 1 к 3 постоянным магнитным потоком и вытеснению в основной магнитопровод 2 переменного магнитного потока. По мере увеличения переменного потока в магнитопро-воде 2 растет напряжение на выводах обмотки 7, к которым подключен выпрямительный мост цепи управления.
|
|
С увеличением напряжения в контактной сети повышается напряжение в первичной обмотке 6, а ток в обмотке управления 5 под действием БРН уменьшается. Это вызывает снижение постоянного магнитного потока в стержнях магнито-проводов 1 и 3 (т. е. подмагничиваиия), увеличение в них переменного магнитного потока и уменьшение переменного магнитного потока в стержнях магиитопро-вода 2, а следовательно, напряжения в обмотке 7 и на выходе выпрямительного моста цепи управления, где среднее выпрямленное напряжение составляет 55 В
Обмотки трансформатора ТРПШ-2 намотаны из провода ПСД и пропитаны в лаке КП-18ТУОБ504.017 с последующей выпечкой. Трансформатор ТРПШ-2 имеет естественное воздушное охлаждение.
Управляемый реактор СН-104Б-1 электропоездов ЭР9П (начиная с № 84) имеет шихтованный магнитопро-вод с двумя стержнями и три обмотки: рабочую, управления и смещения. Магни-топровод с обмотками помещен в бак с трансформаторным маслом. Все обмотки раздельные (по две секции), конструктивно выполнены на двух катушках, расположенных на разных стержнях. Секции рабочей обмотки соединены параллельно и подключены к вторичной обмотке разделительного трансформатора, первичная обмотка которого подключена к вспомогательной обмотке 220 В тягового трансформатора (см рис. 115). Секции рабочей обмотки выполнены из провода ПБД 3,8 Хб,4 мм, каждая имеет 60 витков и активное сопротивление 0,026 Ом при 20 °С. Длительный ток рабочей обмотки 50 А. Ток в обмотке управления, изменяющий реактивное сопротивление рабочей обмотки, регулируется вибрационным регулятором напряжения.
Обмотки управления и смещения выполнены из провода ПЭЛШКД диаметром 0,86 мм. Секция обмотки управления имеет 180 витков. Секции обмотки смещения, имеющие 180 и 192 витка, расположены сверху обмотки управления. Вследствие разницы числа витков создается ток смещения, что позволяет использовать наиболее удобную часть характеристики магнитного усилителя. Межслоевая изоляция обмоток управления и смещения выполнена из лакоткани.