Классификация отказов
В разделе дается определение отказа, рассматривается классификация отказов по группам, вводится понятие типов ремонта, приводится информация по авариям.
Снижение надежности оборудования происходит по разным причинам. Как следствие, уменьшаются мощность, производительность. При тяжелых обстоятельствах наступает состояние полной неработоспособности – возникает отказ.
Характерные признаки отказа:
– Для котла – нарушение герметичности пароводяного тракта, неисправности предохранительных клапанов, гидравлические удары в топке, обвалы обмуровки, нагрев каркасных конструкций до температуры более 250°С и др.
– Для турбины – разрушение лопаточного аппарата, вибрация, неплотности в маслосистеме и т. д. Обнаружение любого из признаков отказа является основанием для остановки оборудования.
Классификация отказов по группам:
Группа 1. Отказы, происшедшие из-за недостатков конструкции оборудования, которые могут возникнуть при проектировании из-за недостаточного учета условий работы, несовершенства нормативно-технической документации и методов расчета и ошибок в расчетах.
Характерными отказами из-за недостатков проектирования на котлах являются большие тепловые разверки на поверхностях нагрева, ускоренный золовой износ экономайзеров, шлакование. На турбинах – эрозия последних ступеней лопаток, повышенная низкочастотная вибрация, поломки в системе регулирования.
Недостатки конструкции обнаруживаются при разных наработках времени. Так, недостаточная компенсация тепловых расширений деталей и узлов котлов, турбин и трубопроводов, пониженные запасы прочности, приводящие к возникновению трещин в различных элементах оборудования, выявляются относительно скоро после ввода в строй нового оборудования (при наработках времени 25–30 тыс. ч). Коррозионные процессы, несоответствие выбранных марок сталей условиям работы оборудования обнаруживаются при более длительных наработках, в ряде случаев близких к 70–80% расчетного срока службы.
При определении причин отказов не всегда удается четко определить, что привело к поломкам или неполадкам оборудования, поэтому недостатки конструкции часто камуфлируются другими обстоятельствами, якобы явившимися причиной отказов, или заслоняются имевшими место нарушениями режимов работы. Разрабатываемые в таких случаях мероприятия направляются на устранение побочных причин – нарушений режимов, а основная – недостатки конструкции – остается без исправлений, что приводит к повторным неоднократным отказам. Поэтому каждый случай неполадок, поломок и аварийных остановов требует самого тщательного анализа всех обстоятельств, при которых возникло изменение состояния оборудования.
Группа 2. Отказы, произошедшие из-за недостатков изготовления узлов и деталей, а иногда агрегатов и установок в целом.
В их числе несовершенство заводских технологических операций при изготовлении оборудования или грубое нарушение технологии. Наиболее распространены нарушения процесса гибки, литья, термообработки деталей. При гибке элементов трубопроводов диаметром более 100 мм овальность гнутой части труб нередко превышает нормативные допуски (8%). При отливке корпусов цилиндров турбин и пароводяной арматуры возникают трещины различной глубины от сетки многочисленных мелких до единичных сквозных. В некоторых литых деталях встречаются пустоты, рыхлоты и другие дефекты. При сборке иногда не соблюдаются размеры допусков и посадок, встречаются другие ошибки. Имеют место отклонения от проектных геометрических размеров, несоответствие чистоты обработки поверхности. Особенно часто нарушаются режимы термообработки деталей из жаропрочных сталей. В результате их микроструктура приобретает браковочные характеристики, снижается их длительная прочность, что приводит к сокращению срока службы.
Группа 3. Отказы из-за дефектов изготовления.
На различных агрегатах и установках доля отказов из-за дефектов изготовления по отношению к общему числу не одинакова: на котлах – около 25%, на турбинах–15–17%, а по всему теплоэнергетическому оборудованию – около 30%. Близкими к заводским являются дефекты, возникающие в процессе монтажа на площадках строящихся ТЭС: недостатки подгибки трубопроводов, термообработки, сварки, сборки, шабровки сопрягаемых поверхностей деталей. Наиболее распространенными чисто монтажными дефектами на котлах являются неудовлетворительная рихтовка труб поверхностей нагрева, особенно на змеевиковых конвективных пароперегревателях и на панелях топочных экранов, неплотности обмуровки и обшивки котлов, дефекты сварки. На станционных трубопроводах зачастую не выполняются заданные уклоны (встречаются даже контруклоны), неверно монтируются опорно-подвесные системы. Доля монтажных дефектов невелика – в несколько раз меньше, чем заводских, что объясняется меньшим объемом работ, чем на заводах.
Все не выявленные дефекты изготовления и монтажа остаются в деталях и узлах, являясь скрытыми очагами будущих неисправностей, поломок и отказов в работе оборудования.
Группа 4. Отказы из-за нарушений производственных инструкций, случайных ошибок персонала, неверных указаний и распоряжений руководства, использования оборудования в условиях и режимах, не соответствующих техническим характеристикам.
Группа 5. Отказыиз-за несоответствия реальных условий работы проектным.
Особенно часто возникают на ТЭС, работающих на твердых топливах. Встречающееся здесь несоответствие фактических характеристик углей нормативным приводит к тому, что не всегда удается получить заданные объемы продуктов сгорания и их расчетную температуру на выходе из топки. Это приводит к нарушению работы конвективной части котла, увеличению скоростей дымовых тазов и абразивному золовому износу. Загрязнение пароперегревателя внутренними отложениями из-за низкого качества воды и пара приводит к резкому повышению температуры металла труб и к их пережогу.
На паропроводах острого пара и промежуточного перегрева часто возникают дополнительные напряжения при пусках и остановах основного оборудования. Особенно подвержены такому состоянию паропроводы энергоблоков, участвующих в регулировании графика электрических нагрузок и останавливающихся на ночь, в воскресенье и в праздничные дни.
Все отказы, связанные с режимными операциями и эксплуатацией, делятся на: устраняемые и неизбежные. К первым относятся такие отказы, которые можно предотвратить организационно-техническими мероприятиями, например обеспечением работы котлов только на проектном топливе, выбором оптимальной технологии режимов работы и т. п. Ко вторым относятся отказы, которые можно предотвратить только заменой оборудования или его отдельных узлов.
Известно, что жаропрочные стали и сплавы при температурах 450°С и выше имеют зависимость длительной прочности и ползучести от наработки времени. Соответственно ресурс высокотемпературного теплоэнергетического оборудования имеет конкретные границы, повышение которых влечет за собой повреждения и отказы.
Своевременный ремонт, выполненный на высоком техническом уровне и в полном объеме, предусмотренном нормативно-технической документацией и результатами диагностики, обеспечивает надежную работу оборудования. Номенклатура и объем плановых ремонтов, которые делятся на капитальные, средние и текущие, определяются специальными типовыми положениями и инструкциями. Капитальные ремонты проводятся один раз в 3–4 года, а на некоторых видах оборудования – до одного раза в 8 лет. Средние ремонты выполняются в промежутках между капитальными (обычно один ремонт), текущие – ежегодно по нескольку раз, причем их общая годовая продолжительность нормируется. После выполнения ремонтных операций должна проводиться диагностика качества их выполнения.
На практике не всегда выполняются перечисленные условия высокого качества работ, поэтому нередки случаи отказов в работе оборудования вскоре после проведенных ремонтов. Такие отказы принято относить на ремонтный брак, если они произошли в течение двух месяцев после окончания ремонта или имеют явно выраженный дефект ремонта и после более длительной эксплуатации.
На рис. 1.1 показано распределение отказов на энергетических блоках ТЭС. Наибольшая повреждаемость вызывается недостатками эксплуатации. Примерно у 40% поломок и повреждений турбинного оборудования не удается выяснить истинные причины их возникновения. Это объясняется тем, что большинство поломок и повреждений при развитии проходят три стадии. Первая – период зарождения повреждений, вторая – период развития, третья – поломка.
Интенсивность отказов различных видов оборудования, агрегатов и установок не одинакова. Примером этому служат данные, приведенные в таблице 1.2.
Последствия отказов даже однотипного оборудования могут иметь различную тяжесть, поэтому на энергопредприятиях существует специальная классификация, согласно которой вводятся понятия «авария» и отказы 1, 2 и 3-й степени. Границей каждой группы является величина ущерба для народного хозяйства в целом или для энергосистемы и энергопредприятия. Определения и характеристики каждой группы приведены в «Инструкции по расследованию и учету нарушений в работе электростанций, сетей, энергосистем и энергообъединений». Отказы с наиболее тяжелыми последствиями относятся к авариям.
Рис. 1.1. Котельное оборудование, турбинное оборудование:
1 – ошибки эксплуатации; 2 – дефекты ремонта; 3 – низкое качество монтажа; 4 – недостатки конструкции и низкое качество изготовления; 5 – невыясненные причины
Таблица 1.2. Повреждения котельного оборудования энергоблоков
Наименование оборудования | Доля отказов, % |
Поверхности нагрева | 79,2 |
Котельно-вспомогательное оборудование | 3,5 |
Топливоподача, газопроводы | |
Регенеративные воздухоподогреватели | 0,1 |
Обмуровка | 0,3 |
Арматура | 4,9 |
Автоматика | 7,4 |
Прочие элементы котла | 2,6 |
В зависимости от характера, частоты и тяжести отказов на всех уровнях энергетического производства разрабатываются организационные и технические мероприятия, направленные на предупреждение отказов и сокращение их количества. Эффективность и стоимость мероприятий во многом зависят от исходных данных, прежде всего от учета всех обстоятельств, при которых происходят повреждения и неполадки. На каждый отказ на ТЭС заполняется стандартный бланк–вопросник, который направляется в специализированное предприятие, накапливающее информацию, обрабатывающее и анализирующее ее. При крупных повреждениях, имеющих аварийное развитие, кроме карты составляются специальные акты расследования, позволяющие делать обобщения и разрабатывать эффективные мероприятия по совершенствованию эксплуатации, ремонтного обслуживания и улучшению качества оборудования.
Контрольные вопросы:
1. Когда возникает отказ энергетического оборудования?
2. Назовите характерные признаки отказа?
3. На какие группы делятся отказы?
4. Из-за чего возникают отказы первой группы? Приведите примеры отказов первой группы.
5. Из-за чего возникают отказы второй группы? Приведите примеры отказов второй группы.
6. Из-за чего возникают отказы третьей группы? Приведите примеры отказов третьей группы.
7. Из-за чего возникают отказы четвертой группы? Приведите примеры отказов четвертой группы.
8. Из-за чего возникают отказы пятой группы? Приведите примеры отказов пятой группы.
9. Какие отказы являются устраняемыми?
10.Какие отказы являются неизбежными?
11.Что такое ремонтный брак?
12.Что такое авария?
13.Какой документ классифицирует отказы на группы и аварии?
14.Что является причиной наибольшего числа отказов для котельного и турбинного оборудования?
15.Какие части котельного оборудования меньше всего подвержены отказам?
16.Какие части котельного оборудования больше всего подвержены отказам?
17.Для чего нужен бланк–вопросник?
Приводятся предпосылки к возможным повреждениям котла, рассматриваются его отдельные элементы с точки зрения возникновения в них отказов, рассматриваются причины и последствия отказов.
Эксплуатация котельных агрегатов сопровождается сложными физическими и химическими процессами в пароводяном тракте, в тракте дымовых газов, в металле, из которого изготовлены узлы и детали оборудования. Основными из них являются горение, теплообмен, коррозия, образование отложений на внутренней и наружной сторонах труб поверхностей нагрева и трубопроводов, изменение свойств и характеристик металла и узлов котлоагрегата. Безотказность, долговечность, готовность и другие свойства и характеристики надежности котлов в значительной мере зависят от характера и интенсивности протекающих процессов. Наиболее часто неполадки и повреждения происходят на водяных экономайзерах, топочных экранах, пароперегревателях (таблица 1.3).
Таблица 1.3. Доля отказов из-за повреждений котлов энергоблоков
Экономайзер | Экранные трубы | Потолочный ПП | Ширмовый ПП | Конвективный ПП | Необогрева-емые трубы |
51,5 | 22,9 | 11,4 | 5,7 | 5,7 | 2,8 |