Модели обучения в дистанционном образовании

Термин «дистанционное образование» обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения: изложение предметного содержания; взаимодействие с преподавателями; выполнение практических заданий.

Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты.

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими

технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В

некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного

управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В

других случаях управление обучением переходит к обучаемым.

Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.

А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА имеет место в тех случаях, когда

интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат – смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.

Характеристика данной модели:

Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны

находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере раз в неделю).

Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество

участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность.

Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в

учебном заведении.

Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте.

От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.

Б. МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ освобождает студентов от

необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты

обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.

Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона,

компьютерных конференций, электронной и обычной почты.

Характеристики:

Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным

инструкциям программы.

Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами.

Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время.

Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.

В. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.

Характеристики:

Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.

Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций).

Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя.

При этом используются интерактивные технологии (в, соотвествии с моделью распределенного класса).

Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные

понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.

Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели обучения:

При организации системы распространения учебных материалов очень важно, чтобы все учащиеся получали их вовремя. Учащиеся должны получать все необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в групповых или классных занятиях (в моделях А и В), для извлечения максимальной пользы из обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах, не должны оказываться в невыгодном положении.

Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, процедура экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзамены могут проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специально организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экзамен, должны удостоверяться с помощью фотографии. Необходимо обеспечивать одинаковые условия для сдающих экзамены во всех местах и следить за этим с помощью соответствующих технических систем наблюдения и контроля. Важно, чтобы учащимся предоставлялась возможность самим выбирать экзаменатора, из числа одобренных учебным заведением.

При проведении экзамена должна тщательно соблюдаться секретность, начиная от составления экзаменационных заданий до выставления оценок. До и после проведения экзамена доступ к материалам должны иметь лишь определенные люди, материалы должны храниться на определенном рабочем месте или кабинете. В качестве меры предосторожности можно сделать копии работ перед пересылкой их для проверки.

Учебное заведение может потерпеть убытки на деятельности, связанной с дистанционным образованием. Это могут быть затраты на телефонные разговоры и компьютерные сети, почтовые расходы, командировки. Политика учебного заведения в отношении таких расходов должна быть заранее определена.

Учащиеся, которые находятся за пределами учебного заведения, нуждаются в специальных образовательных услугах, сервисе. Контакты учащихся с выездным преподавателем имеют решающее значение, поскольку учебные заведения всех типов должны обеспечить аккуратное поступление информации по всем учащимся. Консультации могут проводиться по телефону, электронной почте или очно на выездных консультационных пунктах.

Должен быть обеспечен свободный доступ к источникам неучебной информации. Учащимся должно быть хорошо известно, к кому обращаться со специфическими вопросами. Часто это наилучшим образом достигается с помощью печатных материалов для заочного обучения. Обычно преподаватели имеют определенное время для индивидуальных консультаций с учащимися. Должен быть налажен механизм, с помощью которого дистанционные учащиеся могут связаться с преподавателем. Преподаватель может сообщить учащимся свой телефонный номер, приемные часы, адрес электронной почты. В случаях, когда проводятся аудиторные занятия, преподаватели должны указать время использования телекоммуникационных технологий (до или после уроков, во время перемен) для обсуждения общих проблем и связи с дистанционными учащимися.

Многие учебные программы традиционных учебных курсов предполагают легкий доступ к ресурсам учебных заведений, таких как библиотеки, научные лаборатории, компьютерное оборудование и программное обеспечение. Существенно, чтобы при дистанционном обучении преподаватели и администрация совместно продумали, как достичь целей обучения, если учащиеся не имеют доступа к учебной базе заведения. Решение в некоторых случаях может состоять в использовании межвузовской базы, более широкого использования компьютеров и компьютерных сетей.

Специфические технологии оказываются связанными с моделями дистанционного обучения:

модель распределенного класса;

обучающее телевидение;

видеоконференция;

аудиоконференция;

аудиографическая конференция.

Модель трансформации:

компьютерная конференция;

подготовительные материалы для самостоятельного изучения

(самостоятельное обучение, основанное на печатных материалах, телекурсы).

Наиболее часто упоминаемой особенностью КДО называют его асинхронность. Однако есть и примеры обучения в режиме реального времени. Так, в Anderson Center for Innovation in Undergraduate Education (CIUE, США) внедрена система интерактивного дистанционного мультимедиа-обучения, сочетающая работу в режиме двусторонней видеоконференции, синхронный обмен данными и совместное решение задач с использованием распределенного программного обеспечения. Программное обеспечение включает в себя приложения - инструкции, текстовые и графические кадры, компьютерную анимацию, видео- и аудиоклипы. Эта система может рассматриваться как прототип виртуального класса. Обучение рассчитано прежде всего на взрослых, являющихся сотрудниками корпораций и желающих пройти переподготовку без отрыва от работы.

Как происходит обучение в виртуальном классе? Каждый из обучаемых заранее получает расписание занятий и программное обеспечение. В указанное время он подключается к видеоконференции, вводя свое имя и пароль. После этого на экране открывается окно вывода видеоинформации. В этом окне обучаемый видит преподавателя, приветствующего студентов. Преподаватель дает возможность каждому из студентов появиться на экране и поздороваться с товарищами по группе. Затем преподаватель демонстрирует опыт. При желании студент может сохранить этот фрагмент занятия и затем ознакомиться с ним подробней. После этого преподаватель, пользуясь заранее разосланной прикладной программой, объясняет материал экран за экраном. При необходимости он прямо на экране записывает свои комментарии, привлекая внимание к наиболее важным моментам. Если какой-то из фрагментов материала вызывает у учащегося недопонимание, то он может послать сообщение об этом преподавателю. Если таких сообщений поступило несколько, то преподаватель приостанавливает дискуссию, возвращается к тому кадру, который вызвал непонимание, и объясняет, в чем дело. После объяснения материала преподаватель задает студентам вопросы или предлагает решить задачи, пользуясь имеющимся программным обеспечением. Выполнив задание, студенты отсылают их преподавателю для проверки. Преподаватель снабжает их комментариями и демонстрирует классу.

При традиционном обучении преподаватель может использовать при изложении материала текст, графику, анимацию, видео- и аудиозаписи. Студенты выполняют задания на доске или индивидуально, за своим столом. При выполнении заданий они могут взаимодействовать с остальными студентами. Студенты могут дать понять преподавателю, что они хотят задать вопрос.

При обучении в режиме двусторонней видеоконференции делается попытка воссоздать ч атмосферу традиционного класса. Преподаватель и студенты располагают идентичным обучающим программным обеспечением. Одна из рабочих станций может использоваться для руководства ходом обучения, в то время как остальные отслеживают действия лидера. Этим лидером не обязательно является преподаватель. В какой-то момент он может передать бразды правления одному из студентов. После этого студент сам начинает контролировать поток событий. Другие участники могут слышать его и видеть на своих экранах. Если студент, являющийся в данный момент лидером, что-то пишет или рисует на своем экране, этот текст или рисунок появляется на экранах всех остальных учащихся. Обучающее программное обеспечение доступно для рабочих станций как во время урока, так и после него. Если студент хочет задать вопрос, то инструктору посылается соответствующее сообщение. Это эквивалентно поднятию руки в традиционном классе. Преподаватель видит сообщение и решает, отреагировать ли на него немедленно или отложить на более удобное время. Роль указки выполняет специальный курсор, позволяющий преподавателю привлечь внимание к наиболее важным объектам на экране. Подобные указки имеют и студенты.

Обратим внимание на следующие педагогические аспекты обучения в виртуальном классе: Преподаватель не должен быть просто механизмом доставки содержания курса. Исследование показывает, что чтение лекций не является эффективным при стимулировании обучения студентов. Развивая модель обучения в виртуальном классе, ученые исходят из того, что преподаватель помогает студентам вырабатывать свое собственное понимание материала курса. Обучение является в высшей степени интерактивным процессом. Студенты (особенно взрослые) приносят с собой целый набор понятий и верований. Преподаватель и студент являются участниками диалога, в ходе которого знания каждого из них трансформируются, уточняются, проверяется глубина понимания материала.

Образование часто критикуют за то, что оно оторвано от практики. Чтобы убедить обучаемых в том, что получаемые ими знания имеют ценность и за пределами классной комнаты, рекомендуется дать им возможность общаться с ведущими специалистами-практиками. Очевидно, что такое общение легче организовать при дистанционном обучении.

Обучение может быть усовершенствовано путем обеспечения студентов мощными программными средствами обработки данных. Такие средства позволят им решать реальные, практически значимые проблемы и работать с реальными данными. Такой подход способствует выработке собственного понимания предмета и поддерживает индивидуальные стратегии обучения.

Совместное обучение является высокоструктурированной, системной стратегией, когда студенты работают в небольших группах над одной общей проблемой. Эта стратегия обеспечивает активное обучение, положительное отношение студентов к процессу обучения и увеличивает их независимость. Увеличение независимости является позитивной целью для студентов, поскольку влияет на навыки межличностного общения, способность к командной деятельности и самооценку. Работая в группе студенты не могут оставаться пассивными наблюдателями, вклад каждого из участников является значимым. Командная работа становится все более широко используемой организационной стратегией в большинстве сфер человеческой деятельности.

Сравнивая различные технологии дистанционного обучения, авторы приходят к выводу, что большинство из них использует традиционную модель «преподаватель как лектор». Как правило, такие видеоконференции обеспечивают одностороннюю спутниковую связь. В случае необходимости студенты в определенные часы могут дозвониться до преподавателя по телефону. В результате взаимодействие между преподавателем и студентами очень ограничено. Другие технологии предоставляет возможность взаимодействия в аудиорежиме, видеорежиме или режиме обмена данными по отдельности, но не допускают интеграции этих режимов. Компьютерные конференции являются средством обмена информацией в графической или текстовой информацией с временной задержкой. Им недостает тех возможностей для общения, которыми обладают видеоконференции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: