РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
Контрольные вопросы
Таблица 15-Влияние факторов на прирост прибыли
Таблица 14-Факторный анализ прибыли от продажи продукции
Предприятии
Таблица 13- Диагностика экономических результатов на
Показатели | 20__ год | 20__ год | Отклонение(+;-) | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1. Всего доходов и поступлений (ф.2 стр.010+060+080+090 +120+170)* (стр.2110+2320+2310+2340)** | ||||||
2. Общие расходы (ф.2 стр.020+030+040+070 +100+130+180)* (стр.2120+2210+2220+2330)** (в % к 1 показателю) | ||||||
3. Выручка от реализации (010 код строки ф.2) | ||||||
4. Затраты на производство и сбыт продукции, всего (% к 2 показателю) | ||||||
в том числе: | ||||||
себестоимость продукции (020 код строки ф.2)* | ||||||
коммерческие расходы (030 код строки ф.2)* | ||||||
управленческие расходы (040 код строки ф.2)* | ||||||
5. Прибыль (убыток) от продаж (050 код строки ф.2)* (в % к 3 показателю) | ||||||
6. Доходы по операциям финансового характера (060+080 код строки ф.2)* (в % к 1 показателю) | ||||||
7. Расходы по операциям финансового характера (070 код строки ф.2)* (в % к 2 показателю) |
Продолжение таблицы 13
|
|
8. Прочие доходы (ф.2 стр.090+120 +170)* | ||||||
9. Прочие расходы (ф.2 стр.130+180)* (в % к 2 показателю) | ||||||
10. Прибыль (убыток) до налогообложения (ф.2 стр.140)* (в % к 1 показателю) | ||||||
11. Налог на прибыль и иные обязательные платежи (ф.2стр.150)* (в % к 10 показателю) | ||||||
12. Чистая прибыль (ф.2стр.190) (в % к 1 показателю) |
Абсолютное изменение прибыли
∆П = По -Пб (39)
По- прибыль отчетного года
Пб- прибыль базисного года
(40)
Уровень каждого показателя по отношению к общему объему прибыли
(41)
П1 – виды доходов предприятия (прибыль от продаж, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы).
П – прибыль до налогообложения, или чистая прибыль.
ТЕМА 3.2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ И УСЛУГ)
Прибыль от продаж непосредственно зависит от факторов производства и сбыта продукции, она является определяющим показателем на производственных предприятиях, так как в большинстве случаев служит донором для дальнейших расходов. Размер прибыли от продаж в значительной степени зависит от уровня себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.
|
|
(работ и услуг) предприятия
Показатели | 20__ год | Отчетный год в ценах и затратах базисного года | 20__ год | |||
сумма, тыс.руб. | обозна-чение | сумма, тыс.руб. | обозна-чение | сумма, тыс.руб. | обозна-чение | |
Выручка от продаж | ∑qбpб | ∑qоpб | ∑qоро | |||
Себестоимость проданной продукции | ∑qбсб | ∑qосб | ∑qосо | |||
Прибыль от продаж | Пб | Поб | По |
Обозначения:
q - количество единиц проданной продукции;
р - цена единицы продукции;
с – себестоимость единицы продукции
П – прибыль от продаж продукции
П об – прибыль продаж продукции отчетного года в ценах и затратах предыдущего года
Индексы: о - отчетный год; б – базисный год
Показатели | Изменение показателей | |
сумма (+;-), тыс.руб. | % к общему изменению прибыли | |
Изменение прибыли, всего | ||
В том числе по факторам: | ||
увеличение цен на продукции | ||
изменение объема продаж | ||
изменение структуры продукции | ||
увеличение себестоимости | ||
изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
Изменение цен продаж в отчетном году.
Изменение прибыли за счет увеличения цен на продукцию находим по формуле:
ΔПр= ∑qоро - ∑qорб (42)
Изменение объема продаж.
Влияние объема продаж на полученную массу прибыли можно определить умножением прибыли базисного года на темп прироста объема продаж продукции в сопоставимых затратах. Таким образом, величина прироста прибыли будет равна:
ΔПq = Пб (k1 – 1) (43)
- коэффициент изменения объема проданной продукции в оценке затрат базисного года
Изменение структуры проданной продукции.
Формула расчета имеет вид:
ΔПs = Пб (k2 –k1) (44)
- коэффициент изменения объема продаж в ценах базисного года
Изменение себестоимости продукции.
Изменение прибыли в результате снижения себестоимости является достижением предприятия. Влияние изменения себестоимости продукции на прибыль можно оценить прямым расчетом как разницу себестоимости проданной продукции отчетного года и себестоимости этой же продукции в затратах базисного года:
Δ П с = ∑qосо - ∑qосб (45)
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции оценивают путем сравнения себестоимости продукции базисного года, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с себестоимостью проданной продукции в отчетном году, рассчитанной по затратам базисного года:
Δ П сс = ∑qбсбk2 - ∑qосб (46)
1. Какие направления формирования прибыли являются основными?
2. В чем состоит главная задача факторного анализа прибыли? Какова последовательность его проведения?
3. Назовите факторы прямого действия, оказывающие влияние на величину прибыли от продажи продукции (работ, услуг).
4. Что такое операционные и внереализационные расходы? Какое влияние на прибыль они оказывают?
5. Какова методика анализа использования прибыли?
6. Как могут сказываться на прибыли упущения и недостатки в работе экономических и финансовых служб?
Цель анализа: Оценка динамики производства и реализации сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) за анализируемый период, факторов, оказавших влияние на нее, и выявление внутренних резервов по увеличению объема производства валовой и товарной продукции.