Лекция № 16

Таблица 7. Сравнительные характеристики экспертных игр

Пример

Одна из первых отечественных компьютерных игр описана в работе [Гинкул, 1989]. Основной принцип игры «Зоосад» состоит в создании игровой ситуации при организации диалога с экспертом. При этом задача извлечения знаний маскируется нацеленностью на решение чисто игровой задачи: необходимо определить содержимое «черного ящика», в котором находится некое животное, при этом надо набрать наибольшее количество очков, не истратив выделенного ресурса времени. В ходе игры эксперт делает ставки на различные гипотезы, указывая при этом, какими признаками обладает то или иное животное. После каждого ответа он получает необходимую информацию о результатах. По ходу игры невидимо для эксперта формируются привала, отражающие знания эксперта на основании сделанных им ходов. В данной игре — это знания о том, какими признаками обладают те или иные животные. Таким образом, выявляется алфавит значимых признаков для диагностики и классификации животных.

Сравнительные характеристики экспертных игр приведены в табл. 7.


Экспертные игры Индивидуальные Групповые Компьютерные
Достоинства Дает возможность сравнительно быстро получить качественную картину принятия решения Реалистично воссоздает атмосферу конкретной задачи Вызывают интерес у экспертов
  Позволяет выяснить, какую информацию и как использует эксперт Раскрепощают экспертов Привлекают дизайном и динамикой
    «Групповые» знания более объективны  
    Выявляют логику и аргументацию экспертов  
Недостатки Отсутствие методик стандартного набора игр Требует от аналитика знания основ игротехники Сложность и высокая цена создания специализированных игр в конкретной предметной области
  Высокие профессиональные требования к аналитику Сложность создания игр для конкретных предметных областей  
Требования к эксперту (тип и качества) Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) Практик без психологического барьера к ЭВМ
Требования к аналитику (типы и качества) Собеседник (режиссерские способности + умение создавать сценарии + актерское мастерство) Собеседник (способность к ведению конферанса + режиссерские способности сценарист + актерское мастерство) Мыслитель (контакт с программистом)
Требования к предметной области Средне и слабо структурированные Средне и слабо структурированные Средне и слабо структурированные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: