Таблица 7. Сравнительные характеристики экспертных игр
Пример
Одна из первых отечественных компьютерных игр описана в работе [Гинкул, 1989]. Основной принцип игры «Зоосад» состоит в создании игровой ситуации при организации диалога с экспертом. При этом задача извлечения знаний маскируется нацеленностью на решение чисто игровой задачи: необходимо определить содержимое «черного ящика», в котором находится некое животное, при этом надо набрать наибольшее количество очков, не истратив выделенного ресурса времени. В ходе игры эксперт делает ставки на различные гипотезы, указывая при этом, какими признаками обладает то или иное животное. После каждого ответа он получает необходимую информацию о результатах. По ходу игры невидимо для эксперта формируются привала, отражающие знания эксперта на основании сделанных им ходов. В данной игре — это знания о том, какими признаками обладают те или иные животные. Таким образом, выявляется алфавит значимых признаков для диагностики и классификации животных.
Сравнительные характеристики экспертных игр приведены в табл. 7.
Экспертные игры | Индивидуальные | Групповые | Компьютерные |
Достоинства | Дает возможность сравнительно быстро получить качественную картину принятия решения | Реалистично воссоздает атмосферу конкретной задачи | Вызывают интерес у экспертов |
Позволяет выяснить, какую информацию и как использует эксперт | Раскрепощают экспертов | Привлекают дизайном и динамикой | |
«Групповые» знания более объективны | |||
Выявляют логику и аргументацию экспертов | |||
Недостатки | Отсутствие методик стандартного набора игр | Требует от аналитика знания основ игротехники | Сложность и высокая цена создания специализированных игр в конкретной предметной области |
Высокие профессиональные требования к аналитику | Сложность создания игр для конкретных предметных областей | ||
Требования к эксперту (тип и качества) | Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) | Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство) | Практик без психологического барьера к ЭВМ |
Требования к аналитику (типы и качества) | Собеседник (режиссерские способности + умение создавать сценарии + актерское мастерство) | Собеседник (способность к ведению конферанса + режиссерские способности сценарист + актерское мастерство) | Мыслитель (контакт с программистом) |
Требования к предметной области | Средне и слабо структурированные | Средне и слабо структурированные | Средне и слабо структурированные |