Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н.Е. Введенским:
· в работу нужно входить постепенно;
· должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления;
· необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу;
· необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями;
· высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.
Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:
· поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
· поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;
|
|
· соблюдение ритмичности в работе;
· создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
· перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо - эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);
· во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает сколько-нибудь выраженного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которая в норме способствует развитию процессов адаптации и повышает функциональные резервы организма, приводит к обратному результату – снижению адаптивных возможностей. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений. Однако, таких простых рекомендаций часто бывает недостаточно, требуются более глубокие знания особенностей умственного труда и гигиенических правил профилактики неблагоприятного влияния легкого физически, но напряженного в эмоциональном отношении вида деятельности.