Задание №3. Работа со скороговорками.
Цель: совершенствование речевого аппарата, совершенствование дикции.
Ход опыта: перед вами скороговорки. Произносить скороговорку сначала надо медленно, преувеличенно четко. Затем постепенно наращивать темп, все время следя за правильностью произношения всех звуков. Примеры скороговорок:
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, Лавру на Фрола навру.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Купи кипу пик и т.п.
Домашнее задание.
Укажите, какое из утверждений верно, а какое нет.
Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.
В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.
Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.
О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.
Выберите правильный вариант ответа:
Свидетельства уверенности в себе: а) редкие, но уверенные жесты; б) твердое рукопожатие;
|
|
в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой; г) все ответы верны.
6. Официальная дистанция, расстояние между начальником и подчиненным составляет: а) от 45 до 120 см.; б) от 120 до 400 см.; в) 200-250 см.; г) все ответы неверны.
7. Отношение с окружающими в значительной мере зависит от нашей самооценки:
а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;
б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинством членов коллектива;
в) адекватная самооценка затрудняет общение;
г) все ответы неверны.
После выполнения задания сравните свои ответы их с верными ответами:
1) верно, 2) не верно, 3) верно, 4) верно, 5) г, 6) б, 7) г.
Основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
2. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001.
3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М ., 1997.
3. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. – М., 1999.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М., 2001.
5. Станкин М.И.Психология общения: курс лекций. – М., 2000.
Тема: Общение как взаимодействие.
Цель: рассмотреть интерактивную сторону общения.
Основные понятии: межличностное взаимодействие, уровни общения, координация, взаимопонимание, согласование, межличностные ритуалы, совместимость.
|
|
Теоретическая часть:
1. Структура межличностного взаимодействия.
2. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.
3. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.
4. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.
Практическая часть:
Задание №1. «Просьба».
Цель: развитие умений интерактивного общения.
Ход опыта: Задание выполняется в парах. Один член группы с помощью неречевых средств общения (жестов, мимики, поз и др.) передает информацию с просьбой выполнить какое – либо действие. Воспринимающий неречевые средства общения должен расшифровать содержание переданной информации.
В процессе выполнения упражнения обучаемые меняются ролями, а затем партнерами.
Задание 2. Игра «Кораблекрушение». Моделируется ситуация, в которой могут проявиться такие стили поведения участников, как кооперация или напористость. Суть игры — в выработке единого ранжированного списка предметов, обсуждение которого может носить характер конструктивного или деструктивного конфликта (спора).
Группа делится на две-три подгруппы, в каждой из которых заранее выбирается представитель от команды. В задачи этого человека входит: фиксировать выработанный в ходе обсуждения групповой список предметов и аргументы, принятые большинством группы. В процессе спора студенты наблюдают за собой и другими участниками, чтобы определить преобладающие у каждого стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации.
По окончании формирования групповых списков представителям от команд предлагается сначала охарактеризовать тот стиль взаимодействия, который доминировал при обсуждении в их команде. После этого представители от команд выходят к доске и начинают создавать общий список, стараясь отстоять мнение, выработанное в собственной подгруппе.
Остальные члены подгрупп не должны вмешиваться в процесс обсуждения. В их задачи входит определение стратегий взаимодействия в ситуации спора, а также наблюдение за общением выступающих с точки зрения анализа вертикальной составляющей межличностного взаимодействия:
• выбранных позиций и пристройки к позициям друг друга;
• используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.
Домашнее задание:
1. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?
2. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия?
Какой способ регулирования конфликта является наиболее продуктивным?
Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Проследите, какие физические барьеры они используют для сохранения дистанции.
Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в концепции Э. Шострома и проанализируйте, для каких типов манипуляторов характерна «пристройка снизу».
Домашнее задание:
3. Какие характеристики взаимодействия позволяют нам считать, что один из партнеров реализует «пристройку сверху» или «пристройку снизу»?
4. В чем находит свое выражение горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия?
Какой способ регулирования конфликта является наиболее продуктивным Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Сравните, как реагируют на сокращение дистанции при одних и тех же обстоятельствах (например, в лифте или перед доской объявлений) ваши знакомые, близкие и малознакомые люди. Проследите, какие физические барьеры они используют для сохранения дистанции.
Задание 2. Ознакомьтесь с классификацией манипуляторов в концепции Э. Шострома [5] и проанализируйте, для каких типов манипуляторов характерна «пристройка снизу».