ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННЫХ,
График учебного процесса
Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами
специальности «Педагогика и методика начального образования»
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину | Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин | Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д. (по разделу 2 раб. программы) |
Педагогика | Кафедра педагогики | На занятиях по педагогике происходит знакомство студентов с классификацией методов обучения. |
Психология | Кафедра психологии | На занятиях по психологии преподаватель предоставляет студентам методики для исследования уровня развития творческих способностей детей и взрослых. |
Изобразительное искусство | Кафедра изобразительного искусства | На занятиях преподаватель знакомит студентов с программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». |
Таблица 5
|
|
Наименование дисциплины, семестра | Виды и объемы аудиторных занятий по учеб. плану, час. | Виды и объем самостоятельной работы, час. | Всего за семестр | |||||||||||||||
Л | ЛР | П | Н | Всего за сем. | КСР | Подготовка к очередным занятиям | Подготовка к текущему контролю | Выполнение индивидуальных заданий | ||||||||||
Л | ЛР | П | Н | К | КР | КО | КП | КР | Р | РЗ | ||||||||
Примечание:
Л – лекции; ЛР – лабораторные работы; П – практические задания; К – коллоквиум; КР – контрольные работы; КП – курсовое проектирование; КО – контрольный опрос; Н – семинарский зачет; КР – курсовая работа; Р – реферат; К-З – расчетное (граф.) задание.
Всего часов в неделю аудиторных занятий – 4 семестр - 1 час, 5 семестр – 1,5 часа, 6 семестр - 2 часа.
Всего часов самостоятельной работы в неделю – 4 семестр - 1 час, 5 семестр – 2 часа, 6 семестр - 3 часа.
Общая недельная нагрузка – 4 семестр - 2 часа, 5 семестр – 3,5 часа, 6 семестр - 5 часов.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- аудио, - видеоаппаратура: видеомагнитофон, мультимедийный проектор;
- компьютерный кабинет;
- учебно-наглядные пособия: таблицы, схемы, дидактический материал по изучаемым темам.
Приведем некоторые рекомендации по эффективному проведению лекционных, практических и лабораторных занятий. Большая часть аудиторных занятий включает изучение новых для студентов терминов и их определений. Для их лучшего усвоения рекомендуется студентам заводить терминологические словари, необходимое условие при этом – систематическое обращение обучающихся к глоссарию.
|
|
Другой путь для лучшего усвоения понятий: новый термин записывается на доске, ставится ударение, подчеркиваются сложные места, в которых студенты могут при записи допустить ошибки. Далее подбираются и записываются с одной стороны доски однокоренные слова (выделяется корень), слова близкие по значению – с другой стороны доски. Все это помогает дать определение новому термину на интуитивном уровне. Пока идет диалог с аудиторией, 2-3 человека работают со словарями иностранных слов, толковыми словарями, энциклопедиями, пытаясь найти необходимое определение. Затем сравнивается интуитивное определение и энциклопедическое, можно попытаться на их основе сформулировать удобное для дальнейшего использования на вузовских занятиях и школьных уроках свои определения. Аналогичным образом можно вводить понятия на уроках технологии в начальной школе.
Еще один путь введения новых понятий – заполнение терминологических таблиц.
Таблица 6
Терминологическая таблица
№ п/п | Название термина | Определение | Сходства | Различия | Источник, откуда определение было взято |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
«Итоговое» определение | |||||
Следующий вариант – запись на доске нового термина и вопроса «Что это такое?». Студенческие ответы записываются на доске рядом со стрелками. Записанные слова могут группироваться, например, виды изделий, операции, материалы и т.п.
Что это такое?
Для заинтересованности обучающихся рекомендуется использовать презентации, которые представлены в электронном варианте УМК.
На занятиях студенты знакомятся с педагогами, психологами, методистами, которые внесли свой вклад в развитие отечественной и зарубежной систем технологического образования. Их фамилии, имена и отчества (полностью) записываются на доске, годы жизни, если они известны. Студенты готовят информацию об этих людях (фотография, краткая биография, основные труды, посвященные трудовому обучении и воспитанию (технологическому образованию) и т.п.) и представляют ее на занятии в виде короткого сообщения на 2-3 минуты с демонстрацией подготовленной наглядности (одна из возможных форм – презентация в электронном виде).