Методы преподавания технологии для младших школьников

Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладе­вать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы:

- объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление;

- проблемный метод используется главным образом в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления;

- частично-поисковый метод используется при самостоятельной работе учащихся, в беседе и т.п. Он предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных эта­пах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы;

- исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам — в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать речью. Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Слова, которые употребляет учитель, должны иметь для учеников вполне определенный, точный смысл.

Рассмотрим особенности словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В технологическом образовании гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию изделия или правила построения технологического процесса.

Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь. Вопросы, задаваемые во время беседы, должны отличаться простой, краткой, логически четкой и доступной формулировкой. Не следует давать расплывчатые вопросы, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы стоит расчленить на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически свя­зан с предыдущим и со всей темой в целом.

Обозначим наиболее применяемые типы вопросов:

- вопросы, оживляющие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы обрабатывали деталь?»; «Из какого материала изготовлено это изделие? Какими инструментами обрабатывается деталь?» и т.п.);

- вопросы для формирования понятий, установления связей между фактами, явлениями и процессами («В чем сходство и в чем различие этих изделий?»);

- вопросы, направленные на практическое применение знаний («Какие знания нам потребуются для изготовления оригами?» и т.п.).

В практике учителя на уроках технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

- информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

- организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

- позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

- стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

- позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и учителю оценивать свою деятельность, чтобы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку. Практические методы направлены на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На первых этапах обучения рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты в состоянии инструментов в их применении и т.п. могут повлиять на результат.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти, последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Следует иметь в виду обстоятельство, о котором уже упоминалось ранее: названные методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: