История появления бисера

Бисероплетение

Бисероплетение.

План:

1. История появления бисера.

2. Технология работы с бисером:

- аппликация бисером;

- вышивка бисером;

- бисерная мозаика;

- бисерное ткачество;

- параллельное плетение;

- петельное плетение;

- игольчатое плетение.

Литература:

Базулина, Л. В. Бисер [Текст]: издание для досуга / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 224 с. - Библиогр.: с. 222. - 10000 экз. - ISBN 5-7797-0212-8.

Баскова, Т. Н. Бисер. Уроки труда в нач. шк. [Текст]: метод. пособие / Т. Н. Баскова. - СПб.: Партитет, 2003. - 192 с. - 6000 экз. - ISBN 5-93437-167-3.

Бисерное рукоделие [Текст]: сборник / Авт.-сост. О. Г. Жукова. - М.: АСТ, 2005. - 174 с. - 10000 экз. - ISBN 5-17-021688-2.

// Валя-Валентина: вязание крючком, бисероплетение, вышивка. - 2006. - № 12 (162).

Виноградова, Е. Г. Браслеты [Текст]: издание для досуга / Е. Г. Виноградова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Валери СПД, 1999. - 192 с. - 20000 экз. - ISBN 5-8142-0013-8.

Волшебный бисер. Вышивка бисером [Текст]: издание для досуга / Р. П. Гашицкая, О. В. Левина. - Ростов н/Д: Издательский дом "Проф-Пресс", 2004. - 480 с. - 10000 экз. - ISBN 5-88475-433-7.

Куликова, Л. Г. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки [Текст]: издание для досуга / Л. Г. Куликова, Л. Ю. Короткова. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 104 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0215-4.

Литвинец, Э.Н. Забытое искусство (о бисере) [Текст] / Э. Н. Литвинец // Сделай сам, 1992. - №2. - С. 3-43.

Ляукина, М. В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, офисные фенечки [Текст]: издание для досуга / М. В. Ляукина. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7578-0184-0.

Магина, А. Р. Бижутерия из бисера [Текст]: издание для досуга / А. Р. Магина. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - 31 с. - 8000 экз. - ISBN 5-17-037208-6.

Ткаченко, Т. Б. Цлетем насекомых из бисера [Текст]: издание для досуга / Т. Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 64 с. – 5000 экз. – ISBN 5-222-08521-Х.

Материалы, инструменты, оборудование:

схема узора, нитки «ирис», мононить, разноцветный бисер (рубка, стеклярус) одинакового размера, тонкая игла (№ 0 или № 1), салфетка из грубой ткани примерно 35 х 35 см, ножницы.

Цели:

Познакомить студентов с бисероплетением, ткачеством и вышивкой бисером, научить выполнять бисерные работы в данных техниках.

Термины и понятия:

бисер, бусины, рубка, стеклярус.

Появлению бисера предшествовали крупные стеклянные бусы, которые с совершенствованием технологии получения стеклянной массы и техники изготовления различных предметов становились все меньше и меньше. Стеклянные бусы были известны уже в глубокой древности. По-видимому, они стали заменять самые первые украшения человека, художественное оформление предметов быта и культовые предметы. Эти украшения изготовлялись из доступного природного материала: раковин, зубов животных и рыб, семян растений, мелких камешков, глиняных шариков. С появлением металла и с возможностью обработки камней появились бусы, сделанные из халцедона, яшмы, янтаря, хрусталя, агата, лигнита. Бусы были не только округлой формы. В Японии в курганах периода Кофун находили части ожерелий с цилиндрическими бусинами. Популярны были и бусины в форме запятой. Эта форма, произошедшая, видимо, от формы медвежьего когтя или полукруглых украшений культур бронзового века Корейского полуострова, популярна в Восточной Азии и в настоящее время.

При раскопках гробниц Нового Царства в Египте наряду с другими украшениями были найдены и стеклянные бусы. Они принадлежали египетским принцессам и были изготовлены из голубого и зеленого непрозрачного стекла. С совершенствованием техники производства египетские ремесленники стали изготовлять одеяния из бисерной сетки, в сетки вплетались изображения египетских божеств.

Бусы и бисер служили для Египта предметом торговли, и раскопки в странах, окружающих Египет, это подтверждают. Но не только Египет производил и торговал бусами и бисером. Высокого расцвета стекольное производство достигло в Финикии и Ассирии. Во времена правления Саргон ассирийцы уже умели делать не только прозрачное стекло, но и пестрое, многокрасочное для бус и бисера. Это позволило оживлять фон бус различными орнаментами, сочетаниям полосок, зигзагов, колец, кругов и точек. В Японии в период Кофун появились новые формы бусы с тремя выступами (пиками). Стеклянные бусы и бисер из Японии и Китая распространялись по странам Восточной Азии. В Европу бусы бисер в основном поставляли стеклянные фабрики Александрии. В эпоху Римской империи дошло до высокой степени совершенства производство пестрых бус с затейливым белым узором по цветному фону. Александ­рийские бусы стали впоследствии предметом подражания для Венеции. В любой стране наряду с производством бус всегда идет производство бисера, который в ожерельях перемешивается с крупными бусинами, используется в серьгах или употребляется самостоятельно для плетения и вышивки.

В начале средних веков фабрики по производству стекла стали появляться в европейских странах - Италии, Франции и Германии, где с производством посуды началась выделка мелких стеклянных украшений, бус, бисера и стразов, но хорошего качества эти изделия не имели, а к середине средневековья знать стала воздерживаться от ношения фальшивых драгоценностей, в результате стеклянное производство переходит на выпуск мозаичных кубиков для византийских, равеннских и ранневенецианских мозаик. Тем не менее вышивка бисером была уже значительно распространена. Во многих европейских музеях хранятся образцы одежды конца XII - начала XIII века, где в вышивке применяются не только жемчуг и кораллы, но и довольно мелкий бисер. Секреты производства не были освоены во Франции и Германии, но нашли широкое развитие в Византии и через нее по торговым путям через море передались еще молодой Венеции. Здесь производство художественного стекла водворялось на целые столетия, не зная конкуренции. К XIII веку уже имелась корпорация стекольщиков, которая на торжественных церемониях представлялась наравне с другими корпорациями.

Изделия из Мурано занимали большое место в торговле Венеции. На Востоке венецианцы выменивали за свой бисер пряности, ткани, золото. В Африке, куда венецианский бисер также проник, он использовался не только для украшений, но и как монеты.

В Восточной Африке, например, некоторые племена применяли в качестве мелкой монеты темно-синие и темно-красные бусы средней величины, а соседние племена использовали исключительно мелкий розовый и голубой бисер.

Секреты производства строго сохранялись. Из Вене­ции с 1275 года был запрещен вывоз необделанного стекла, сырья, даже битой посуды. Имена искусных мастеров-стекольщиков становятся знаменитыми. В середине XIII века славились мастера Матео и Николо. В 1490 году Сенат ставит стеклянное производство под особую охрану Совета десяти. Делается все, чтобы не допустить выезда мастеров в другие страны.

Сын знаменитого бисерного мастера Николо бесстрашный мореплаватель Марко Поло сразу это понял при общении с народами тропических стран. Его рассказы и советы дали большой импульс для расширения бисерного производства в Венеции. Этим товаром пользовался и другой великий мореплаватель - Джеймс Кук. Например, на острове Тонга очень ценился голубой стеклярус. За пять бусинок можно было купить курицу, за 50 - свинью. Там же он приобрел почти целый кабинет естественной истории - раковины, кораллы - за 20 бусинок и полный набор оружия, используемого островитянами - кинжал, булаву, копье за 50 бусинок. Другие европейские изделия не пользовались таким успехом, даже железо.

Но подлинный, хотя и краткий, бум бисерное производство имело после открытия Америки Христофором Колумбом. В конце XV - начале XVI века покупателями бус и бисера стали народы Северной Америки.
Сложность перехода индейских племен на стеклянные бусы и бисер заключалась еще в том, женщины пользовались иглами из дикобраза и мелкий бисер не могли использовать. Бисер очень удачно вписался в выполнение традиционных индейских узоров, что способствовало продолжению местных традиций. Пожалуй, это то немногое, что могли использовать аборигены из иностранного влияния на их жизнь и культуру, достигнув неповторимой оригинальности изделий из бисера.

Вначале доступные только в небольших количествах, большие бисерины использовались для создания открытых криволинейных узоров на северо-востоке «земли лесов» и служили узкими границами вокруг основного орнамента. Бисероплетение оставалось декоративным искусством второго порядка до конца XVIII века, когда длинные стальные иглы и маленькие «бисеринки-зернышки» стали доступны в больших количествах и самых разных цветов и оттенков. В это же время «цветочные формы» из американского фольклора становятся популярными среди индейцев в районе Великих озер.

В процессе исторического развития равнинной индейской культуры основные центры художественного творчества переместились от оседлых племен на реке Миссури к кочевым племенам Западного плоскогорья.

Однако наряду с интенсивной торговлей бисером с индейцами Северной Америки большой сбыт шел и в страны Европы. В некоторых городах устраивались даже бисерные ярмарки.

Картины итальянских художников того времени показывают большое разнообразие бисерных украшений женского костюма: бисерное ожерелье, бисерные подвески в прическе.

Интерес к бисерным украшениям держался довольно долго. Он проник во все слои общества, отделку одежды из бисера можно было увидеть не только в костюме знати, но и в народном.

Однако в конце XVII века монополия Венеции на производство бус и бисера ослабевает. Бисерное дело начинают в Ампеццо, Флоренции, Вене. Конкуренция заставляет еще более совершенстврвать технологию и искать новые виды продукции. Так, братья Бертолини и Витторе Местре в конце XVIII века усовершенствовали методику получения стеклянной массы с до­бавлением металлической пудры. В это же время мастерские Мурано начали производить искусственный жемчуг, что оказалось пагубным для бисерного производства как в качественном, так и в количественном отношении.

Интерес к бисеру в моде начала XIV века позволи поднять венецианское производство бисера на должную высоту, но прежнего монопольного господства это не вернуло. Основными конкурентами Венеции стали Германия, Чехословакия, Китай, Франция.

Во второй половине XIV века в Богемии была изобретена машина для производства бисера. Благодаря соперничеству двух главных бисерных центров - Богемии и Венеции - мелкий бисер для вышивания достиг удивительного разнообразия и по размерам, и по палитре.

Народы России узнали бисер благодаря торговым отошениям с Византией и государствами Передней Азии, но своего производства не было практически до XVIII века Царь Иоанн III, находясь в хороших отношениях с Венецией, выписывал оттуда разных мастеров и художников. Москва стала большим рынком для венецианского бисера. Рукодельницы старой Руси широко применяли бисер в своих вышивках наравне с жемчугом и поделочным камнем. Обычно бисером вышивали орнамент, а фон покрывали гладью (золотом или серебром). Этим приемом выполнялись кокошники, воротники, оплечья и т.п. Из бисера низали бахрому, плели всевозможные сетки и поднизки, которыми украшали головные уборы.

В середине XVIII века М. В. Ломоносов, возродив в России мозаику, решил начать и производство бисера. В 1753 году удалось получить на строительство и оборудование мастерской землю в Копорском уезде с шестью деревнями и 4000 рублей. «Для делания, - говоря словами сенатского указа, - изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру и стеклярусу, и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря веское количество ценою на многие тысячи».

Фабрика М. В. Ломоносова после его смерти, немного поработав, закрылась, и серьезного производства бисера в России больше не было.

Применение бисера не ограничивалось только иконами. Он также широко применялся в церковной утвари Лучшее из всего, что дал церковный бисер, это подставки для свечей - массивные, высокие, одетые в бисерный чехол цилиндры. Они вставлялись в большие подсвечники, а на них уже ставилась свеча или лампада. Рисунок чаще всего представлял красивые цветочные гирлянды, переплетающиеся друг с другом. Фон светлый гладкий или в широкую полоску. Иногда встречается краткая молитва или посвящение. В таком же стиле вышивались гирляндами кушаки для священнического облачения. Иногда на пелене или облачении делали бисерные нашивные кресты. Популярны были пасхальные яйца (деревянные), обтянутые плетеным бисерным чехлом. Обшитые ризы для икон, выполненные целиком из бисера, встречаются редко, чаще к нему добавляют стеклярус, бусы, жемчуг и цветные камешки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: