Длительно сдерживаемых (или запрещаемых) эмоций

Эти механизмы действуют взаимозависимо: они могут производить общие эффекты или же эффекты одних модифицируются другими. Полного согласия по вопросу об их соотносительной важности не до­стигнуто.

Можно выделить основные фазы развития группы:

1. Фаза образования - характеризуется высоким уровнем тревожности участников, их зажатостью; участники демонстрируют «правильное» поведение, ищут одобрения у ведущего группы.

2. Фаза псевдосплоченности (псевдоискренности) - участники демонстрируют большое желание быть включенными в группу, дают друг другу большое количество советов относительно их проблем; происходит распределение групповых ролей, возникает рост эмоциональной напряженности, появляется скептицизм к происходящему в группе.

3. Фаза конфликта (кризис группового развития) - нарастание скептицизма и недовольства, поиск «козла отпущения», возможно эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, перераспределение групповых ролей и уточнение норм, демонстрация участниками различных сторон личности, окончательное утверждение норм и ролей, начало рефлексивных процессов.

Кризис группового развития вызывается, с од­ной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протес­том против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенчес­кие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а с другой стороны - вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, знающими друг друга давно, но с одной, привычной стороны).

4. Фаза рабочего альянса – стадия интенсивной терапевтической работы аутентичности и эмпатии, когда участники «притерлись» друг к другу и ведущему. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремле­нию понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубо­кой и содержательной, часто звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми и сердечными. При выпол­нении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмо­ционально поддержать. Активно применяются (на игровых моделях) новые способы взаимодейст­вия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы са­мопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

5. Фаза регресса – характеризуется определенной усталостью участников, снижением эмоционального и интеллектуального напряжения.

6. Фаза распада группы – выход из ситуации «здесь и теперь», завершение групповой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: