Теория и методология как исходные понятия

Теоретические и методологические основы психологии труда

Термин “ теория ” в переводе с греческого означает: рассматриваю, наблюдаю, исследую.

В широкомтолковании “теория” понимается как комплекс взглядов, представлений и идей, объясняющих какое-либо явление.

Более узко “теория” понимается как высшая форма организации научного знания о закономерностях и основных связях определенной области действительности и объекта данной теории.

Теория · описывает · объясняет · предсказывает предметы и явления в реальных условиях

Теория отличается от эмпирического знания:

· Достоверностью;

· обобщенностью описания законов, позволяющей выйти за пределы явлений, объяснить их и предсказать характер дальнейшего развития;

· сопоставимостью исходных и конечных утверждений, их логичностью.

Практика проверяет истинность теории и является основой развития теории.

Сформулированная нерешенная задача (проблема) в области теории, в области познания называется теоретической проблемой. Формулировка теоретической проблемы предваряет любое исследование, ставит перед ученым задачу: “что нужно выяснить?”, “что неизвестно?”

Другим важным понятием любого исследования является термин “ методология ”.

В широком толковании методология - есть учение о принципах применения мировоззрения к процессу познания и преобразования действительности.

Более узкое понимание методологии - это учение о методах (метод + логос).

Метод - (в переводе с греческого “ путь исследования ”)

· совокупность приемов или операций практического или теоретического познания (освоения) действительности.

· способ достижения цели, решения задачи, получения ответа на теоретическую проблему.

Логос - (в переводе с греческого “ слово, учение, понятие ”) - знание, наука.

На прошлой лекции методы были разделены на 3 большие группы:

Всеобщие:

· материалистический

· идеалистический

Общенаучные

· наблюдение

· эксперимент

· моделирование и т.д.

Специфические

· психологические тесты

Родоначальник английского материализма и сторонник эксперимента как метода исследования Фрэнсис Бэкон образно сравнивал метод с факелом, освещающим путнику дорогу в темноте. Ему же приписывается утверждение, что даже хромой, идущий по проторенной тропинке, опережает того, кто бежит без дороги.

Большое значение придавал методу исследования К. Маркс, считавший, что истинным должен быть не только результат познания, но и ведущий к нему путь.

Метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система получения объективного знания может стать методом познания.

В практике исследования применяется понятие методологическая проблема, означающее наличие у исследователя трудностей в области выбора из числа уже имеющихся или разработки новых методов достижения цели при решении теоретической проблемы.

Словесно методологическую проблему можно выразить фразой: “ как, каким методом можно разрешитьтеоретическую проблему?”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: