2__
2__
2__
Автор вкладывает в детские уста идеологическую лексику, связанную с прославлением нового Советского государства: власть Советов, знамя Советов, товарищ, товарищ командующий, заря свободы и братства, Советская республика. В этих сюжетах и образах преломился и опыт самого автора. Книги о приключениях индейцев были необычайно популярны в дореволюционные годы.
Специфика детского восприятия заключается в том, что дети воспринимают Гражданскую войну как своего рода приключение, растянувшееся на большой промежуток времени, развернувшееся на больших пространствах, и это приключение должно перевернуть всю их жизнь, тем более, что ого переворачивает все устои старого государства. Дети воспринимают происходящее на основе своих переживаний, интересов, связанных с познанием окружающего мира. И для того, чтобы они смогли сами через все это пройти, они создают для себя романтический мир, который знаком им из произведений Ф. Купера, Э. Л. Войнич и др. И поэтому они с готовностью согласны принять на себя те обязательства, которые бывают неподвластны даже взрослому в такое страшное время, и они, что характерно, эти обязательства выполняют, потому что от своих социальных ролей, которые они создали себе в своем, детском, мире они не откажутся, ибо это противоречит их детскому сознанию, которое пытается найти себе место в этом многогранном мире. Используя специфику детского восприятия, автор создает образец поведения для своих маленьких читателей, воспитывая в них патриотизм и готовность сражаться до конца за Советскую республику.
шлегель е.
Роль и развитие средств массовой информации времён Гражданской войны
В период революции и Гражданской войны в России резко возросло количество печатных изданий. По некоторым подсчётам, за это время выходило около трёх тысяч наименований газет. Этот рост был обусловлен тем, что в период жёсткого противостояния различных политических режимов, каждому из них требовалось мощное агитационное оружие, способное склонить народ на их
2__
сторону. Таким идеологическим оружием и была пресса. Гражданская война — это тот период, когда людям было крайне тяжело самостоятельно разобраться в сложившейся обстановке. Большинство населения не имели возможности послушать или увидеть выступления лидеров движений, узнать кто из них чего хочет и решить, за кем идти. Именно такую возможность предоставляла людям пресса. Ну а различным режимам предоставлялась возможность агитировать (можно даже сказать манипулировать сознанием людей) на огромных территориях.
В этих условиях войны были видны изменения в тенденциях развития СМИ. Это проявилось, во-первых, в увеличении количества газетных изданий, что было связано с задачей масштабной агитации людей. Во-вторых, произошла монополизация газет политическими режимами. Официальные издания органов власти играли доминирующую роль в прессе Гражданской войны. Именно они вели основную пропаганду правительственных программ. Финансировались естественно за казенный счёт. Причём эта тенденция характерна не только для большевистских газет: 3/4 крымской печати носило официозный характер, большая часть газет вынуждена была пользоваться субсидиями правительства, чтобы как-нибудь свести концы с концами1. В-третьих, наблюдался процесс дифференциации советской прессы. РКП(б), заботясь
0 своём идеологическом оружии, интенсивно развивала печать с
учётом интересов различных категорий читателей. В 1918 г. в стра
не насчитывалось до 10 типов печати, проводивших политику пра
вящей партии: это партийные, советские, профсоюзные, военные,
крестьянские, молодёжные и другие издания2.
В-четвертых, наблюдалось развитие различных типов прессы, в частности, широкое распространение военных газет. К началу 1919 г. в каждой действующей армии издавалась своя газета.3 Именно через эту прессу осуществлялось манипулирование мнением красноармейцев и солдат антибольшевистских армий. Плюс издание газет, предназначенных для контрпропаганды в войсках противника. Имел место высокий темп развития региональной и
1 См.: Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской
войны (окт.1917 - 1920 гг.). - М., 2002. - С. 122.
2 См.: Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1996. -
С. 19.
3 См.: Там же. - С. 20-21.
местной прессы, уездных изданий. Это позволяло лучше укладывать пропагандистский материал в привычную для аудитории систему ценностей и убеждений. Происходило зарождение и развитие комсомольской прессы. Она находилась под пристальным контролем большевистских организаций и пропагандировала их политику. Наблюдался упадок церковных печатных изданий: советская власть их активно закрывала. Из изданий, выходивших при антибольшевистских режимах, лучше других была представлена церковная пресса белой Сибири.
Одной из самых интересных групп газетных изданий в годы Гражданской войны были крестьянские газеты. Они сыграли важную роль в истории России этого периода. Через них властные структуры политических режимов стремились оказывать воздействие на настроения самой многочисленной части населения России крестьянства и завоевывать его доверие. Крестьянские газеты издавали практически все политические режимы. Особое место среди газетных изданий в Гражданскую войну занимали газеты партизан. Наиболее значительную группу данных изданий представляют собой газеты Сибири и Дальнего Востока. Практически в каждом повстанческо-партизанском районе Сибири выходили газеты. Из известных партизанских газет более половины готовились на пишущих машинках или гектографах. Печатались они в землянках, подвалах и везде, где позволяли условия.
Происходило широкое огосударствление типографий и других предприятий полиграфической промышленности. К октябрю 1919 г. советская власть национализировала 125 предприятий полиграфической и бумажной промышленности1. Все они становились базой для развития советской и большевистской периодической печати. Наблюдалось преследование оппозиционной прессы руководством российских политических режимов: закрытие газет политических противников, стремление подорвать их материальную базу.
Характерной чертой в условиях Гражданской войны было наличие жёсткой цензуры (данная тенденция характерна для всех режимов). Российские газеты были поставлены правительствами всех государственных образований под строгий цензурный контроль. Во время революции и Гражданской войны в России
1 См.: Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (окт.1917 - 1920 гг.). - С. 128.
2_7
существовало два вида цензурного контроля, политический и военный1. Они сосуществовали вместе и сферы их деятельности тесно переплетались. Необходимость политической цензуры вызывалась борьбой за власть, составляющей ключевое содержание общественной жизни того периода. Наличие военной цензуры объяснялось основной формой этой борьбы — Гражданской войной. Цензурное законодательство и практика цензурного контроля, существовавшие в годы революции и Гражданской войны легли в основу последующей деятельности цензурного аппарата в СССР. Частая смена политической ориентации газетных изданий. Ради сохранения работы и самих изданий журналисты нередко жертвовали принципиальностью и профессиональной честностью. В особенности такое положение было характерно для газет белого Юга России, где наблюдалась частая смена власти, разгул бандитизма
Наблюдалось повышение профессионального уровня газет. Повышению профессионального уровня советских газет способствовало участие в них опытных пропагандистов, старых большевиков, участников русского революционного, международного рабочего и социал-демократического движения. Среди них выделялись: И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, С. М. Киров, А. М. Коллонтай, Г. И. Ломов (Оппоков), М. С. Ольминский, Е. А. Преображенский, К. Н. Самойлова, Л. С. Сосновский и др. Большинство из них были опытными пропагандистами, страстными агитаторами. Они привнесли в советскую прессу фанатичную большевистскую убежденность и достаточно высокий профессионализм.
Расширение пропагандистских возможностей белой прессы достигалось за счет участия в газетной работе профессуры российских вузов, членов биржевых комитетов, представителей торгово-промышленных кругов и кооперации. Занимались газетной работой ученые Сибири и профессура сибирских вузов: Милютин, Шульгин и пр.
Происходило формирование сети российских информационных агентств и учреждений по распространению прессы. Было создано Российское Телеграфное Агентство (РОСТА). В годы Гражданской войны агентство выпускало стенные газеты, информационные периодические издания, газетную прессу агитпарохо-дов и поездов ВЦИК и т. д.
1 См.: Там же. - С. 129.
Появлялись новые виды СМИ. Особое значение приобрело радио. С его помощью удавалось информировать местные органы власти о мероприятиях правительства, доводить до сведения населения положение на фронтах. Практически всю международную информацию советская Россия получала через радио. Кроме того, радио становилось новейшим звеном передачи информации, новейшим каналом связи.
Еесмотря на то, что российская пресса времён Гражданской войны прежде всего была средством манипулирования общественным мнением, нельзя говорить, что она полностью утратила свои изначальные функции. СМИ по-прежнему выполняли информационные и просветительские функции. Несмотря на все репрессии, властям не удавалось прекратить выпуск оппозиционной прессы. Не все журналисты «метались из стороны в сторону». После закрытия газет редакторы возобновляли издания под другими названиями, пользовались всякого рода недомолвками и завуалированной информацией. Именно на страницах газет тех времён мы можем найти огромное количество информации о революции и Гражданской войне, восстановить часть происходивших событий. И до сих пор эта пресса является источником информации для историков, культурологов и других исследователей Гражданской войны.
чудинов а.