Методические указания
Независимо от разряда занимающихся все боевые приемы до овладения структурой движения изучаются на мишенях и чучелах с вмонтированными в них клинками, так как болевые ощущения от неправильно поставленных уколов, ударов не позволяют многократно выполнять их во взаимодействии с партнером, лишенным специальных защитных средств тренера.
Использование подсобных снарядов проходит в течение всего времени занятий фехтованием, однако если в уроке 1-й группы эти упражнения главные, то при работе со старшими разрядами они применяются как средство специальной разминки в подготовительной части урока.
Естественно, что ни одна из форм, методов, методических приемов, как бы совершенна она ни была, не является всеобъемлющей и исчерпывающей для подготовки спортсмена. Однако такое положение неприемлемо в практике занятий, когда тренер, оставляя без внимания педагогический процесс становления и совершенствования всей группы, работает с одним учеником над приемом, который он может освоить в групповом уроке.
Расположение учеников в зале должно обеспечивать безопасность, свободу их действий и обозримость учебного процесса со стороны тренера.
Изучение начальной школы фехтования, пока спортсмен не овладеет интеллектуальной игрой с глубоким проникновением в замыслы противника средствами тактики и соответствующими боевыми действиями, выполняемыми с правильной техникой и оптимальной скоростью, — процесс необходимый, длительный и, по правде говоря, даже с использованием всех предлагаемых форм обучения, довольно монотонный. Он ведет к большому отсеву занимающихся, если не использовать в 1-й группе такие эмоционально насыщенные средства подготовки, как соревнования и специальные подвижные игры.
Игры — эмоциональная деятельность, представляющая большую ценность как средство формирования фехтовальщика. В играх решающее значение приобретает личная инициатива, умение использовать свои качества и моторные возможности.
Высокий эмоциональный накал, постоянно меняющаяся ситуация в игре почти исключает возможность программировать индивидуальную нагрузку занимающихся по величине и направленности — обстоятельство, предъявляющее повышенную требовательность к педагогическому мастерству тренера.
Из перечня подвижных игр мы рекомендуем игры для развития скоростно-силовых качеств нижних конечностей, быстроты и ловкости (Л. В. Былеева, Н. М. Коротков. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982.).
Игры для развития скоростных качеств. Перемена мест. Рывок за мячом. Наступление. Встречная эстафета. Старт с преследованием. Собери флажки. Убегай — догоняй. Круговая эстафета по беговой дорожке. Русская лапта.
Игры для развития скоростно-силовых качеств. Челнок. Удочка. Эстафета с палками и прыжками. Скакуны. В дальнюю зону. Перемена мест прыжками. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Пятнашки с бегом и прыжками. Кто выше. В дальнюю зону.
Игры на ловкость. Салки с прыжками. Эстафета с прыжками чехардой. Конь-козел. С берега на берег. Упрямые козлики. Четыре мяча. Через маты. Бег — преследование с препятствиями. Мини-футбол, баскетбол по упрощенным правилам.
Специальные игры. Меткий укол. Сабли, рапиры, шпаги. Поменяйся рапирой. Бой султанчиков. Скакуны. Увернись от мяча.
Во всех видах игр там, где это возможно, перемещения играющих должны быть на основе фехтовальных приемов (передвижения, выпады, флеши и т.п.).