Контры с выбором на простые и сложные действия
Контры с выбором на сложные действия
Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, 3-я позиция, атакующий — обман ударом по маске, удар по левому боку или наоборот.
Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для саблистов, атака та же.
Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для саблистов, атака та же.
Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 5, 3-я — 6.
Рапира — шпага. Упражнение 1. Из 6-го нейтрального соединения обман прямо — перевод или два^ перевода.
Упражнение 2. Атака та же при челночных передвижениях обороняющегося у стенки.
Упражнение 3. Дистанция средняя, 6-е позиции. Атака — обман во 2-й сектор, укол в 4-й или наоборот.
Из 10 попыток: 1-я группа — 3 поражения, 2-я — 4, 3-я — 6.
Сабля. Упражнение 1. Дистанция средняя, третьи позиции, атака по маске или обман по маске, удар по левому боку.
Упражнение 2. То же, что упражнение 2 для саблистов, атака та же.
Упражнение 3. То же, что упражнение 3 для саблистов, атака та же.
Из 10 попыток: 1-я группа — 4 поражения, 2-я — 6, 3-я — 7.
Шпага — рапира. Упражнение 1. Дистанция средняя, 6-е нейтральное соединение, атака — перевод или два перевода.
Упражнение 2. Атака та же, защищающийся выполняет шаги вперед-назад.
Упражнение 3. После «вспугивания» партнера атака переводом или двумя переводами.
Из 10 попыток: 1-я группа — 5 поражений, 2-я — 6, 3-я — 8.
Индивидуальный урок — ведущий метод тренировки квалифицированного спортсмена, осуществляемый преподавателем-тренером с одним занимающимся.
Как правило, тренер на протяжении многолетних занятий с учеником, изучив слабые и сильные стороны своего подопечного, имеет широкие возможности углубленно работать над ними, развивая «своизмы» спортсмена. Только тренер — мастер своего дела в уроке может создавать противоположные и быстро меняющиеся боевые ситуации не в ущерб техническому совершенствованию ученика, постоянно корректируя тактические нюансы боевой схватки или отдельным фрагментам боя.
По педагогическим задачам индивидуальные уроки делятся на учебно-тренировочные, тренировочные уроки вольного боя с тренером и разминочно-соревновательные. Это деление условно, так как на каждом их них тренировка боевого действия имеет технические и тактические задачи.
Предлагая ученику фрагменты различных учебных боевых эпизодов, взятых из практики боя, тренер постоянно должен ощущать степень их боевой достоверности.
Математиками подсчитано, что в рапире, оружии только колющем, теоретически существует 12 тысяч наступательных комбинаций. Мы рассматриваем здесь только основные практические положения тренера и ученика, могущие служить поводом для начала результативной, действительной атаки. Эти поводы для атаки чисто внешние, связанные в большинстве случаев только с «тактикой приема» при относительно широкой амплитуде действий тренера вооруженной рукой и его акцентированными передвижениями.
Предлагаем некоторые из них:
а) вызовы атаки ученика, достигаемые перемещением оружия тренера из одной закрытой позиции в другую, обусловленную позицию (или соединение), открывающие сектор определенной поражаемой поверхности (например, в сабле тренер, находясь в 5-й позиции, меняет ее на 3-ю, приглашая ученика атаковать по маске);
б) как частный усложненный случай — «игра» тренера оружием с замедленной фиксацией в направлении
атаки или ее первого действия (финта, батмана и т. д.). Например (сабля), тренер быстро и плавно меняет позиции, задерживаясь в 1-й, приглашая нанести удар по правому боку;
в) перемещения тренера, различные по характеру, амплитуде; создание предпосылок для результативной
атаки или контратаки ученика. Например (в шпаге), из плавных, спокойных маневрированных передвижений на
попытку тренера атаковать провести встречную атаку в руку с оппозицией гардой;
г) различного рода перемены соединений до его овладения, используя смену соединений, двойную перемену, вплоть до изменения его путем полузавязывания. Например (в рапире), на попытку из 4-го соединения завязать оружие в 8-е колоть с переводом кнаружи после различных действий на оружие ученика в виде попыток батманов, захватов, нажимов и т. п.;
д) вытягивание руки или статическая угроза «прямой руки», создающие благоприятные условия для атаки с действием на оружие саблистов и рапиристов;
е) ложная атака в виде разведки для принятия последующих мер в зависимости от действия тренера;
ж) комбинации передвижений тренера с работой вооруженной рукой, имитирующей подготовительные действия.
Еще раз подчеркнем, что к этому виду уроков до пускается ученик, освоивший технику приемов в обучении без партнера, на мишенях и чучелах; получивший элементарные тактические навыки в различных вида парных упражнений, включая упражнения на дистанционное общение, взаимоуроки, рипостную игру на простые действия, контры определенных видов и учебные бои, по преимуществу технического направления по упрощенным правилам судейства. Таким образом, в учебно-тренировочных уроках участвуют ученики, получившие начальную технико-тактическую подготовку достигшие уровня III разряда и показавшие незаурядны психомоторные, волевые качества на первых официальных соревнованиях.
На примере совершенствования атаки рапириста двумя переводами разберем взаимодействие тренера — ученика в индивидуальном уроке.
Упражнение 1. Тренер и ученик на ближней дистанции. Ученик владеет 6-м соединением. На попытку тренера медленно поменять соединение (4-е) ученик показывает слегка выпрямленной рукой перевод в 3-й сектор; на 6-ю защиту тренера ученик, выпрямляя руку, колет вторым переводом до положения прямой линии утыкания наконечника рапиры, гарды и руки, с тем чтобы стрела прогиба рапиры, направленная вправо-вверх, составляла 8—10 см.
Упражнение повторяется многократно, тренер постепенно сужает амплитуду перемены соединения и защиты, увеличивая скорость действий.
Упражнение 2. В той же последовательности выполняется атака два перевода с шагом вперед ученика. Тренер делает шаг назад.
Упражнение 3. Тренер меняет соединение с шагом вперед. Ученик выполняет действие в другой координации, с шагом назад, имитируя уже будущий тактический вариант — сложную контратаку.
Упражнение 4. Оба передвигаются в ближней дистанции. Тренер меняет соединения вперемежку с шагом вперед и назад. Ученик, сохраняя дистанцию, колет заданной атакой.
Упражнение 5. Дистанция больше ближней. Та же атака два перевода, но вместо шага вперед — полувыпад. Финт под локтем тренера, утыкание рапиры во втором переводе совпадает с постановкой маховой ноги на пол.
Упражнение 6. Ученик атакует с полным выпадом.
Упражнение 7. Тренер разрывает дистанцию до дальней, меняя соединение. Ученик атакует с шагом вперед (скачком) — выпадом. Рука в шаге вперед бездействует; собственная атака два перевода начинается с движения маховой ноги на выпад.
Упражнение 8. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях меняет соединения. Ученик в зависимости от этого проводит основную атаку от полувыпада до шага вперед — выпада; внимание на действенность финта и различную взаимокоординацию рук, ног, туловища.
Упражнение 9. Маневрируют. Тренер на различных дистанциях в конце своего шага вперед меняет соединение. Ученик после шага назад пересекает инерционное движение назад, проводит ответную атаку в зависимости от месторасположения тренера — с выпадом различной длины, шагом вперед и выпадом.
Тренер, учитывая, что атаки с переводом прочно усвоены в предыдущих уроках, дает задание: «Если дистанция близка к средней, атакуйте с переводом; если предельно средняя или дальняя — два перевода».
Упражнение 10. Маневрируют. Тренер меняет соединения на разных дистанциях. Ученик выполняет условия вводной задачи, беспокоясь только о проведении нужной атаки, сняв заботу о своих защитах и контратакующих мерах, направляя все внимание на сохранение дистанции, выполняя дилеммную атаку в процессе передвижения или переводом, или двумя переводами, обращая внимание на технику, правильность выбора и своевременность боевого действия.
Упражнение 11. Маневрируют. На попытку тренера поменять соединение на месте или с шагом вперед ученик атакует в зависимости от созданной дистанции переводом или двумя переводами. На перемену соединения тренера с шагом назад ученик бездействует, сохраняя дистанцию, так как атаковать противника в основной атаке при его отходе нет смысла. Если же тренер идет вперед с многочисленными обманами или размашистыми действиями на оружие, ученик контратакует прямо или с переводом.
Эти связки требуют распределенного внимания и создают условия, близкие к боевым: не только выбора атаки (прямо или двумя переводами), но и тактического обыгрыша: контратаки или основной атаки.
Модификация атаки. Предыдущие 11 упражнений в той же последовательности, но из другого соединения (4-го) (им владеет ученик). Сигнал для атаки — тренер пытается с переводом завладеть 6-м соединением, т. е. отрабатывается атака двумя переводами, оканчивающаяся уколом в трудный для поражения наружный сектор.
По аналогии с предыдущими, упражнениями отрабатывается атака двумя переводами в вертикальной плоскости, что значительно труднее: обман переводом вверх — колоть переводом вниз соединение 8-е, владеет ученик, на попытку тренера овладеть соединением ученик показывает укол в 3-й сектор и на 6-ю (4-ю) защиту тренера колет вторым переводом во 2-й (1-й) сектор, или обман вниз — колоть вверх (оба в 4-м соединении, тренер пытается овладеть 6-м, ученик показывает перевод в 1-й сектор и на 7-ю защиту тренера заканчивает атаку вторым переводом вверх).
Упражнение 12. Два перевода из различных верхних и нижних соединений с элементами «видения» учеником прямых и полукруговых защит, применяемых тренером. Выполнять в условиях первых 11 упражнений, но в относительно замедленном темпе защит тренера. Это в определенной мере способствует интуиции ученика, зависящей от степени его тренированности и знания противника.
Упражнение 13. Ученик на попытку овладения соединением тренером делает укороченную простую атаку — прямо, переводом, в отличие от основной атаки, начиная движение вооруженной руки. Тренер в шаге назад берет любую защиту без нанесения ответа. Ученик, страхуясь от рипоста, овладевает соединением и, закрываясь вперед, в повторной атаке наносит укол двумя переводами. Делая первую, т. е. ложную, атаку, ученик в некоторой степени ожидает защиту и ответ со стороны тренера и работает на контррипосте. Если же тренер отходит пассивно, то ученик возобновляет атаку, закрываясь вперед со страховкой в соединение, которым он овладел, производит «нажим» и на инстинктивное защитное движение тренера колет его двумя переводами в обычной технике.
Упражнение 14. Инициатором передвижений является ученик, который с шагами вперед, легкими разведывательными батманами и захватами (например, в 6-е и 4-е соединения) готовит атаку. Тренер отступает и, внезапно останавливаясь, сокращает дистанцию до средней. Ученик незамедлительно проводит сильный контрбатман и колет двумя переводами.
Упражнение 15. Предыдущее упражнение, но разведывательные действия на оружие на месте или с шагом вперед делает тренер. В одном из движений шага вперед и выпрямления руки ученик, воспользовавшись сокращением дистанции, предварительно завладев соединением, атакует двумя переводами, т. е. «ловит» тренера на шаг вперед.
Упражнение 16. Соединение 14-го и 15-го упражнений, — выполняемые с переменой инициативы передвижений тренера и ученика.
Упражнение 17. На «игру» клинком тренера в верхних и нижних позициях вначале на месте, затем в передвижениях ученик, используя правило «противохода», производит финт переводом в открывающийся сектор тренера и на его защиту колет вторым переводом в открытый сектор.
Упражнение 18. Атака двумя переводами не в качестве основной, а в порядке ответной атаки. Для этого тренер заказывает ученику защиты на 2—3 точки. После парада с шагом назад ученик в зависимости от дистанции колет с переводом или заданными двумя переводами.
Здесь приведены почти все практические варианты тренировки только атаки «два перевода». По тому же принципу идет совершенствование других атак с финтами, действием на оружие и комбинированных атак не только на рапирах, но и шпагах и саблях с учетом разницы исходных положений, специфической техники и применения ее в этих видах оружия.
Не следует забывать, что предлагаемые типовые упражнения в двух переводах рассчитаны на длительный срок совершенствования, в процессе которого очередность их индивидуализируется, так же как и исходные положения; меняется инициатива, и только в редких случаях тренер иногда сам атакует ученика, развивая у него перераспределенность внимания между подготовкой атаки, самого атакующего действия, защитных и контратакующих средств.
Тренировка оборонительных действий занимает меньше половины времени в работе тренера с учеником, если это не диктуется особыми задачами урока, связанными с периодом тренировки, типом бойца, степенью владения наступательными и оборонительно-контратакующими действиями ученика.
Как правило, в этом виде урока параллельно совершенствуются определенного типа атака и меры защиты против нее. Это, между прочим, способствует чередованию большой физиологической напряженности мышечной массы атакующего фехтовальщика с меньшей нагрузкой на ноги, но большей на психику защищающегося или контратакующего, который находится в состоянии повышенного «ожидания» и вынужден реагировать на активные действия тренера.
Недостатками в тренировке активных защитных действий у многих тренеров являются:
а) однообразие атакующих действий, выполняемых только способами «переводом» в колющих видах оружия и «прямо» в сабле;
б) тренировка защит из одной, часто несвойственной ученику позиции;
в) тренировка классических защит только способом «подставки», исключая защиту перехватом («ловля
клинка») и защит типа «уступающих» в третьем эшелоне;
г) отсутствие тренировки защитных действий из разных позиций, в том числе из промежуточных, создаваемых «игрой оружия» как тренера, так и ученика;
д) тренировка опровергающих действий атаки тренера с различными видами действий на оружие ученика в виде батманов, захватов, толчков и нажимов;
е) тренировка парадов с явно выраженными предсигналами атаки со стороны тренера, не воспитывающих
у ученика защитную реакцию на последнее, истинное движение атаки — основу современного поединка;
ж) недостаточность тренировки сложных защит и не медленных ответов, укладывающихся в формулу «касание оружия — рипост»;
з) малое количество защит с шагом вперед, особенно в колющих видах;
и) рассматривая рипосты и контратаки как часть активной обороны, некоторые тренеры злоупотребляют ответами прямо по кратчайшей линии, не используя в должной мере рипосты с переменой линии укола (удара) при активно-пассивной защите, а также альтернативности между парадом и контратакой, особенно в индивидуальных уроках тренировочного типа.
Ниже на примере совершенствования 4-й защиты и ответа рапириста приводятся методические приемы учебно-тренировочного индивидуального урока в защитных действиях. Просмотрим примерную последовательность действий ученика и тренера, имея в виду, что любая другая защита как рапириста, так и шпажиста, саблиста тренируется в тех же параметрах с большей долей специфики того или иного вида оружия.
Упражнения 1—4 на совершенствование «классической» 4-й защиты
Упражнение 1. Соединение 6-е, владеет ученик. Дистанция чуть дальше ближней. Тренер с подшагиванием, варьируя ритм, скорость и глубину атаки, наносит укол переводом в 4-й сектор. Ученик с шагом назад парирует атаку 4-й защитой и рипостирует кратчайшим путем; ноги работают «на дистанцию», рука «от дистанции». Сокращая дистанцию и увеличивая скорость атаки, тренер, как и в последующих упражнениях, повторяет движение многократно, принимая ответ ученика.
Упражнение 2. То же, но тренер уменьшает глубину атаки. Ученик защищается на месте и наносит ответ прямо.
Упражнение 3. Применение обоих упражнений, доводя их до контррипостов.
Упражнение 4. Соединение 4-е, владеет ученик. Тренер в последовательности предыдущих упражнений отрабатывает основной вариант защиты — круг 4.
Упражнение 5. В «боевых» защитах. Тренер атакует последовательно: батман в 6-е соединение — перевод, контрбатман в 4-е — прямо, захват в 6-е — перевод, контрзахват в 4-е — прямо, соответственно применяя другие действия на оружие ученика (нажим, толчок) с последующим уколом прямо или переводом, задерживаясь на выполнении каждого упражнения до его усвоения в рамках задач урока. Ученик вначале с шагом назад, затем на месте защищается с нанесением ответа и контрответа на возобновляемую защиту и ответ тренера.
Это основной методический прием, требующий защиты ученика после боевых атак, проводимых тренером с различными действиями на оружие и пытающимся вывести оружие ученика из привычных статических положений.
Упражнения 6—9 на совершенствование 4-й защиты, спровоцированной учеником («преднамеренные» парады)
Упражнение 6. Ученик с разведывательным шагом вперед, осуществляемым более медленным движением правой ногой, чем левой, пытается захватить оружие тренера попеременно в 6-е и 4-е соединения (вооруженная рука выполняет роль локатора, радара).
На начало одного из осторожных движений ученика тренер атакует вначале переводом, а по мере усвоения приема с любым действием на оружие в 4-ю или 3-ю линию. Ученик, предвидя начало атаки, после медленного шага вперед правой делает быстрый шаг назад левой ногой и в боевой стойке берет преднамеренную защиту 4-ю или 4-ю круговую с последующим ответом.
Упражнение 7. Ученик наступает на тренера с вызовом в верхние секторы, попеременно беря 4-ю и 6-ю позицию или выпрямляя руку до положения «статической угрозы». На атаку тренера ученик перекрывается прямой или круговой 4-й защитой.
Упражнение 8. Ученик медленно наступает с одновременной «игрой» оружием в границах изученных позиций, снимая бдительность по окончании шага вперед. На попытку тренера колоть в верхние секторы ученик из любой «классической» или промежуточной позиции закрывается упомянутыми выше защитами и наносит ответ.
Упражнение 9. Тренер в инициативном передвижении меняет позиции. Ученик, не разрывая установленную дистанцию, следует своим оружием за оружием тренера. На попытку тренера атаковать в верхние линии ученик из промежуточных позиций, не возвращаясь в привычное для него боевое положение, закрывается 4-й или круговой 4-й защитой с последующим ответом.
В упражнениях с 6-го по 9-е инстинктивно-рефлекторные защиты 6 или круговая 6-я расцениваются как брак в связи с отсутствием преднамеренности.
Упражнение 10. Ученик в простой ложной атаке. Тренер закрывается 4-й защитой с ответом прямо. Ученик, стоя на выпаде, перекрывается 4-й защитой от ответа и наносит контрответ во внутренний сектор («сработать на контррипосте»).
Упражнение 11. Ученик делает контрбатман в 4-е соединение и показывает укол; тренер имитирует рефлектор-ность ответа прямо, ученик перехватывает ответ тренера 4-й защитой и с переводом колет в 3-й сектор.
Упражнение 12. Воспитание у ученика умения брать защиту в последний момент атаки. Инициатор передвижений — тренер. Дистанция боевая. Тренер производит подготовку атаки в виде легких различных действий на оружие ученика, неглубоких финтов, пытаясь вывести ученика из состояния готовности, отразить его атаку или потерять чувство дистанции.
В один из моментов выполняет действительную, основную атаку, на которую ученик перекрывается 4-й защитой и отвечает.
Каждое реагирование ученика защитой на подготовительное движение тренера расценивается как брак, так как основная цель упражнения — финтам противника не верить и на них не реагировать.
Упражнение 13. Выработка у ученика трех пространственных диапазонов 4-й защиты. И. п. — 4-е соединение, владеет ученик. По предварительному распоряжению тренера от его атаки в 3-й сектор ученик закрывается впереди с оппозиционной 6-й защитой. В случае финта и продолжения атаки тренером ученик перекрывается 4-й обычной защитой подставкой во 2-м эшелоне и на перехват тренером с шагом вперед рипоста ученика ученик закрывается 4-м уступающим парадом с шагом назад до положения «крючка».
То же упражнение, но из 6-го соединения, которым владеет ученик: тренер последовательно делает три перевода, от которых ученик закрывается 4-й оппозиционной защитой, 6-й защитой «подставкой» и 4-й уступающей до положения «крючка», используя по глубине обороны последовательно все три защиты.
На более позднем этапе совершенствования тренер действительно колет в одном из трех переводов, вынуждая ученика использовать все варианты трех этажей 4-й защиты.
Упражнение 14. Технические «экзерсисы» на тактильное ощущение свершившегося парада.
Тренер с финтами (или без них) атакует ученика, который реагирует на все обманы и в случае взятия оружия тренера (в нашем примере в 4-ю защиту) немедленно отвечает. В практике этот методический прием носит название «дзинь-рипост», так как взятое оружие тренера дает право на ответ. Тренер должен чередовать простые атаки и атаки с многочисленными финтами (между 6-й и 4-й защитами), добиваясь немедленного ответа после соприкосновения оружия ученика с его оружием, в дальнейшем не путая батманы трецера со своим защитным действием.
Упражнение 15. 4-я защита со сближением (шагом вперед), приводящая к ломке основной дистанции и продолжению ближнего боя.
Упражнение 16. На решение задачи прямого ответа ученика или ответа с переводом.
Тренер в атаке подает оружие таким образом, чтобы ученик почувствовал последующее давление его оружия, связанное с началом его защиты (в этом случае выполняется укол «переводом» или «прямо», если нет сопротивления оружию тренера).
Упражнение 17. На выбор учеником средств контратаки или защиты с последующим рипостом. В нашем примере ученик от простой атаки, наносимой тренером в передвижениях от способа «прямо» до «переноса», защищается 4-й защитой или контратакует при атаках с многочисленными обманами или нарочито широкими движениями тренера в простых атаках или в его затянутых синкопирующих действиях.
Это методическое упражнение, как правило, дается на рубеже совершенствования — тренировки активно-защитных средств, так как решает задачу «или — или», связанную с распределением внимания между двумя, по существу, противоположными действиями: защиты или атаки.
Приведенные выше 17 упражнений на совершенствование 4-й защиты и ответа в той же последовательности распространяются и на тренировку той же 4-й защиты, но из разных исходных положений (позиций 7, 8, 2, 9), что намного увеличивает число комбинаций основных защитных действий (парадов), ответов на различных дистанциях и контратак.
С повышением спортивного мастерства повышаются требования и к нанесению рипостов от способа «по кратчайшей линии» до ответов в различные точки поражаемой поверхности фехтовальщика, включающие бок, спину и даже небольшие пространства, прикрытые головой и вооруженной рукой отступающего рапириста после неудавшейся атаки.
Как показали международные встречи, отсутствие точности уколов в рипостах и на сближающегося противника является слабым местом наших рапиристов и шпажистов.
Процесс совершенствования защитных действий требует постоянной многолетней работы, и опытный тренер выбирает нужные ему методические приемы тренировки парадов в пределах номерных защит, данных в программе совершенствования для различных групп подготовленности.
В учебно-тренировочном уроке кроме раздельного обучения приемам атаки, защит с ответами и контратак тренер подводит ученика к совершенствованию всех компонентов ведения боя в совокупности. Это требует повышенного перераспределения внимания ученика, сохранения дистанции и «узнавания» предсигналов, чтобы своевременно реагировать на возникающую боевую ситуацию, создаваемую тренером, что постепенно подведет ученика уже к тренировочному индивидуальному уроку.
За основу выбирают ранее усвоенные приемы и узкое боевое действие, разучиваемое в данном уроке с акцентом на последнем.
Этому методическому приему предшествует объяснение тренером 1—2 поводов атаки и контратаки ученика, в то время как определенные защитные обусловленные действия его выполняются в зависимости от сектора поражения тренером. При неверном исполнении боевого действия тренер повторяет ситуацию, добиваясь оптимального выполнения упражнения для данной стадии обучения.