Пути совершенствования структуры инновационной системы страны

Структура российской инновационной системы существенно отличается от ведущих инновационных систем мира. Для нее, как и для российской экономики в целом, характерны преобладание крупных компаний, высокий удельный вес добывающей и тяжелой индустрии, слабое развитие высокотехнологичного потребительского сектора. В отсутствии Федерального закона об инновационной деятельности содержание структуры НИС России является не до конца определенным. [12]

Сектор НИОКР представлен четырьмя тысячами научных организаций. Крупнейшей научно-исследовательской организацией страны является Российская Академия наук. Переход к экономическим реформам сопровождался кризисом в сфере науки. Значительно сократилась доля государственных расходов в ВВП. По объему финансирования НИОКР в расчете на душу населения Россия оказалась позади большинства ведущих стран мира. Это повлекло за собой и отток научных кадров. За период становления рыночной экономики было принято несколько базовых документов, изучение содержания которых позволяет проследить динамику основных принципов государственного регулирования науки, приоритеты использования различных форм государственной поддержки научных исследований. В настоящее время руководство страны начинает осуществление реформы научно-исследовательского сектора, которая должна увеличить его эффективность и усилить интеграцию в национальную инновационную систему. Существенную поддержку ученым оказывают научные фонды России. [12]

Важная роль в инновационной экономике принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их гибкостью, инициативностью, способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Анализ инновационной активности малых и средних предприятий демонстрирует низкую мотивацию предпринимателей заниматься инновациями (что связано, в том числе, с неразвитостью венчурных структур), крайне неравномерное представительство в регионах, сжатый отраслевой охват. Слабая интегрированность, не отлаженность экономических и правовых отношений создают препятствия в налаживании хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом. [6]

Государственный сектор определяет политику, осуществляет координацию, финансирование и регулирование в сфере науки, технологии и инноваций. Основные структуры этого сектора можно объединить в три группы. Первая группа включает ведомства, разрабатывающее и координирующие научно-техническую политику. Ко второй группе относятся организации, финансирующие инновационный процесс. Третья группа включает органы, регулирующие общие условия развития российской инновационной системы. [12]

Организации по продвижению технологий являются связующим звеном между государственными исследовательскими организациями и промышленностью. Они занимаются коммерцианализацией научных исследований, помогая сократить разрыв между НИОКР и рынком. К таким организациям следует отнести: технопарки, позволяющие создать наиболее благоприятную среду, в которой научные идеи воплощаются в уникальную конкурентоспособную продукцию; бизнес-инкубаторы, создающие благоприятные условия для возникновения и эффективной деятельности малых инновации. [12]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: