Управление в условиях социальной организации. Руководство и лидерство

Соц. организации – это системы, создаваемые людьми, в функционировании которых человек играет активную роль. Соц. организации имеют многообразные формы: предприятие, больницу, вуз, школу, политическую партию и т.д. Как и системы, эти организации подразделяются на исскуственные и естественные. Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий, например, стихийно возникающие поселения людей.

Особенности СО(соц.организ-ия):

- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деят-ти людей в обществе.

К процессам управления можно отнести:

1. Функции управления – это виды управленческой деят-ти, т.е. функции планирования, организации, координации, регулирования, контроля и учета. В последующем функции подразделяются на задачи, работы и т.д.

2. Процесс принятия решений - рассматривается как процесс выработки и реализации управл-их решений, как выбор курса действий для достижения определенной цели.

3. Организационные коммуникации – это процесс, путем которого идея передается получателю с намерением изменить поведение последнего.

Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это соц. характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

Неформальный лидер – это член соц. организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах.

Выделены типы лидеров в зависимости от характера деят-сти (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Говоря о стиле в управленческой деят-ти традиционно принято ограничиваться стилями руководителя:

1. Авторитарный (сосредоточение всей полноты власти в руках руководителя).

Формальная структура, вся полноту власти и ответственности, личный контроль. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

2. Демократический (коллегиальный). Рук-ль стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса.

3. Либеральный (попустительский) стиль ориентирован на поддержание неформальных отношений, делегирование и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: