Соотношение типа и формы государства:
1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;
2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:
1) рабовладельческий тип государства:
а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);
б) республика:
– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);
– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);
2) феодальный тип государства:
а) монархия:
– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;
– сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;
– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;
б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);
3) буржуазный тип государства:
а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);
б) республика – парламентская и президентская;
4) социалистический тип государства —
социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).
В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.
33 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.
Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата;
2) наличие сложной структуры;
3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структура механизма государства:
1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства:
а) органы представительной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные органы;
г) контрольно—надзорные органы;
2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.:
а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно—распорядительные и социально—культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения;
б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;
3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность;
4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно—техническим уровнем реальное функционирование механизма государства.
Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;
2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;
3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.
34 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.
Виды государственных органов:
1) в зависимости от порядка формирования:
а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);
б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);
2) в зависимости от объема полномочий:
а) высшие – правительство, парламент и др.;
б) центральные – министерства;
в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;
3) в зависимости от широты компетенции:
а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;
б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:
а) коллегиальные – правительство;
б) единоличные – президент;
5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно—надзорные органы;
6) в зависимости от действия в пространстве:
а) федеральные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов федерации;
7) в зависимости от длительности действия:
а) постоянные;
б) временные;
8) в зависимости от правовых форм деятельности:
а) правотворческие;
б) правоприменительные;
в) правоохранительные.