Законодательный процесс включает несколько последовательных стадий.
1. Внесение законопроекта. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта. Пленарное обсуждение депутатами законопроекта называется чтение. Как правило, проводится три чтения. Между чтениями депутаты работают над законопроектом в составе своих комитетов.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы,
одномандатным избирательным округам (о д и н о кру г — 4. Рассмотрение и одобрение принятого закона.
о дин депутат). 225 депутатов избираются по федераль-ному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. Выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней ■до дня голосования. Днем голосования на выборах депу-татов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, |
Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. Ряд законов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
|
|
5. Преодоление разногласий между палатами парламента. Эта стадия необходима только если принятый Государственной Думой закон будет отклонен Советом Федерации. В этом случае палаты могут создать согла-
_______; __,
ных полномочий, объем и порядок реализации которых у палат различен, Совет Федерации и Государственная Дума обладают собственной компетенцией.
К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента о введении военного положения; в) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента; е) отрешение Президента от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; ■з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
|
|
К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
зидент РФ: является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; утверждает военную доктри-ну РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.
В области внешней политики, международных отношений Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Помимо уже перечисленных полномочий по формированию государственных органов, Президент РФ: представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.
Также Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.
Осуществляя свои полномочия, Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
сительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Принятый федеральный, закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его (право вето), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Особенности принятия федеральных конституционных законов. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
|
|
на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Выдвижение кандидатов в одномандатных округах осуществляется путем самовыдвижения или выдвижения политической партией, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов осуществляется политическими партиями и избирательными блоками.
Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие более 25% зарегистрированных избирателей. По одномандатным округам считаются избранными кандидаты, набравшие относительное большинство голосов. К распределению депутатских мандатов по пропорциональной избирательной системе допускаются списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутатские мандаты распределяются между кандидатами в соответствии с порядком их размещения в списке.
В случае досрочного прекращения полномочий депутатом, избранным по одномандатному округу, в этом округе назначаются повторные выборы. Если досрочно прекратил полномочия депутат, избранный в составе партийного списка, его место автоматически занимает следующий по очереди кандидат из списка.
шш.____ |
_ |
тшт Л т |
тvт т тттштт шшттшт т-тт ттт но т тшштшт 42. Конституционный статус Правительства РФ и его компетенция Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти России. Правительство организует исполнение законов и иных нормативных правовых актов на территории Российской Федерации, а также осуществляет контроль за их исполнением иными органами исполнительной власти. Статус Правительства РФ определен главой 6 Конституции РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., различными федеральными законами и указами Президента. Правительство - коллегиальный орган, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Члены Правительства не могут одновременно занимать иные должности, быть депутатами представительных органов, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом. Правительство несет ответственность за свою дея- |
,_ _._-» _______________.... ттттш • ттшттт V_____
|
|
41. Правовой статус депутата Государственной Ду-мы и члена Совета Федерации
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с осуществлением парламентской деятельности. Совокупность этих прав и обязанностей определяет их