Вопрос. Политический(государственный) режим как элемент формы государства. Понятие. значение и виды

ПР характеризует методы и способы осуществления политической и государственной власти в стране.

Выделяются самостоятельные понятия политический режим и государственный режим. Хропанюк их отождествляет. Другие авторы учебников разделяют эти понятия.

Политический режим – характеристика методов, применяемых в политической деятельности в целом система методов, характеризующая деятельность всех политических институтов (партий, организаций, общественных объединений) в их взаимодействии с государством

Государственный режим – характеризуется показыванием специфики деятельности именно государственных органов в их взаимодействии с гражданами. Политический режим более широкое явление чем государственный. ТГП разделяет политические режимы прежде всего на демократические и антидемократические. Критерием является степень демократизма в осуществлении государственной власти: гарантированность прав и свобод, участие граждан в осуществлении власти.

При демократии народ признаётся источником власти, поэтому основные органы власти избираются народом. Выборы носят демократический характер, проводятся на основании всеобщего равного избирательного права путём тайного голосования. Существует и прямая, непосредственная демократия, когда население само принимает общественно-важные решения, например, путём всенародного голосования. Демократический политический режим обеспечивает равенство всех гражданских и политических прав и свобод. Также существует многопартийность. политический плюрализм и идеологическое многообразие. Экономической основой является многоукладная экономика с разными формами собственности.

В противовес демократии существует антидемократический политический режим, который подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Все антидемократические политические режимы объединяет то, что в них народ не признаётся источником власти, отстраняется от участия в государственных делах.

Термин тоталитаризм ввёл итальянский идеолог фашизма Дж. Джентиле. Хайек и Ясперс видели причины использования тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы единой коллективной цели, не оставляя место индивидуальной свободе. виды тоталитаризма: фашизм, коммунистический тоталитаризм, национал-социализм, маоэизм, пол-потс.

При тоталитаризме государство осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Преобладание государственной собственности. у власти – 1 правящая партия и единственная идеология. Характерный признак – выделение вождя, личность которого обожествляется. Права и свободы государством не обеспечиваются.

Авторитарный режим являетсякак бы переходным от тоталитарного к демократическому и наоборот. Государственная власть осуществляет уже не такой жёсткий контроль за сферами жизни общества. Формально провозглашается право частной собственности. Развивается предпринимательская деятельность. Оживления товарно-денежных отношений. Смягччение методов государственной власти, уже не наблюдается массовых репрессий. В этих условиях считается возможным инакомыслие, многопартийность, однако серьёзная оппозиция всё-таки запрещена. Права и свободы человека уже провозглашаются, но фактически воспользоваться ими затруднительно. Складываются условия для формирования лидерской политической верхушки.

20вопрос Функции государства: понятие и классификация.

Функции государства – это его основные направления деятельности по решению стоящих пред ним целей и задач. В функциях проявляется сущность государства, его природа и социальное значение. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные задачи.

Функции динамичны, постоянно развиваются.

Наиболее значимые признаки функций государства:

1) устойчиво сложившая деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни

2) направленность на достижение крупных задач и целей, встающих на каждой ступени развития общества

3) определённые формы реализации функций

4) через функции можно более предметно познать сущность государства

5) осуществление задач по управлению общественными делами

6) объективность функций. они обусловливаются жизненными потребностями и не оставляют выбора, выполнять или нет.

7) у каждой функции свой объект воздействие: экономика, полититика. социальная сфера…

Нельзя функции государства отождествлять с целями и задачами. Цели – кчему стремится государство, задачи – средство достижения цели. Функции же – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. То есть цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом, эти цели и задачи зависят от раличных условий: потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, нравственного и культурного уровня общества. профессионализма государственных служащих и структур.

В разные исторические периоды приоритетное значение различных может меняться, соответственно и его функции.

Классификация функций.

В зависимости от продолжительности действий: постоянные и временные.

В зависимости от принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.

В зависимости от значения: основные и неосновные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они существуют: внутренние и внешние.

По причинам возникновения: функции, вытекающие из классовых противоречий; функции, вытекающие из потребностей общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: