Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины

9.1. Вопросы для подготовки к зачету:

1. Брак и брачность. Моногамия и полигамия.

2. Брачное состояние и брачная структура.

3. В каком обществе (доиндустриальном, индустриальном, постиндустриальном) происходят первый, второй и третий демографические переходы?

4. Возможна ли научно обоснованная политика контр - депопуляции?

5. Возраст и возрастная структура населения. Показатель демографической нагрузки.

6. Демографическая политика, ее методы

7. Основные направления демографической политики в современной России.

8. Демографические коэффициенты, их виды.

9. Демографические структуры и процессы.

10. Демографическое прогнозирование. Классификация демографических прогнозов.

11. Демография как наука. Предмет и объект. История развития.

12. Есть ли у общества потребность в детях?

13. Инерционность демографических процессов

14. Источники данных о населении.

15. Как соотносится семейная и демографическая политика с социальной работой в семье?

16. Какой характер носит связь между демографической ситацией и популярностью феминизма в обществе?

17. Категории населения, учитываемые при переписи.

18. Концепции, объясняющие динамику рождаемости.

19. Концепция второго демографического перехода.

20. Концепция первого демографического перехода.

21. Концепция третьего демографического перехода.

22. Кризис семьи это «упадок – деградация» или «перестройка – возрождение»?

23. Миграция населения. Виды миграции.

24. Может ли семейная политика быть противосемейной и какие цели делают ее просемейной?

25. Может ли государство проводить демографическую политику, не одобряемую большинством населения?

26. Может ли приток иммигрантов компенсировать естественную убыль коренного населения России и других европейских стран?

27. Может ли теория институционального кризиса семьи стать концептуальной основой пронаталистической и просемейной демографической политики?

28. Население и проблемы национальной безопасности России.

29. Нерегистрируемые браки или сожительства.

30. Общие измерители численности населения.

31. Особенности миграции в современной России.

32. Осознает ли население негативные последствия сокращения своей численности?

33. Отличие семейной политики от социальной и демографической.

34. Отрасли демографии. Демография и социология.

35. Перепись населения. Основные принципы проведения переписей.

36. Перехват государством и обществом специфических функций семьи.

37. Пол и половая структура населения. Первичное, вторичное и третичное соотношение полов.

38. Понятие урбанизации. Государства с высоким, средним и низким уровнем урбанизации.

39. Предоставление особых льгот и привилегий неполным семьям, как фактор роста их численности

40. Проблемы демографического прогнозирования.

41. Прогрессивный, стационарный и регрессивный типы возрастной структуры. Возрастно-половые пирамиды. Пирамиды поколений.

42. Продолжительность жизни и самосохранительное поведение.

43. Развод и разводимость. Факторы разводимости.

44. Разрешимо ли противоречие между потребностью большинства семей в малодетности и демографическими интересами государства?

45. Репродуктивное поведение. Основные понятия.

46. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости.

47. Семейная политика в России и в СССР: исторические этапы.

48. Семейная политика ДНК – что это?

49. Семейная структура населения. Отличие понятия семьи в демографии от обыденного понимания.

50. Система показателей брачности. Потенциал брачности.

51. Смертность в современной России.

52. Смертность. Показатели уровня смертности.

53. Старение населения. Два типа старения.

54. Фамилизм, модернизм и феминизм как теоретические подходы к изучению семьи.

55. Функции семьи по отношению к обществу и личности.

Критерии оценки знаний студентов на зачете

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения.

«ОТЛИЧНО» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и рекомендованную литературу, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

«ХОРОШО» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов и разбирается в рекомендованной литературе.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в рекомендованной литературе, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает рекомендованной литературы.

9.2. Тестовые вопросы

Ниже приводится полный список тестовых вопросов (всего их 75) по всему курсу. При проведении тестирования на семинарских занятиях и внутрисеместровом контроле успеваемости студентов из этого списка отбирается по 15-20 вопросов на темы, пройденные после предыдущего тестирования (при первом тесте – за время с начала семестра). Некоторые тесты могут быть домашними заданиями.

1. Является ли проживание на определенной территории непременным свойством понятия население?

1- да, безусловно, является

2- нет, понятие "население" никак не связано с понятием "территория"

3- в большинстве случаев, когда демографы говорят о населении какой-либо территории, они имеют в виду всех ее жителей, но бывают случаи, когда на одной территории проживает несколько разных населений, а одно население - на нескольких территориях

2. Какой суммарный коэффициент рождаемости при современном уровне смертности в России соответствует режиму простого замещения поколений?

1 - 2,0 ребенка на одну женщину

2 - 2,1-2,2 ребенка на одну женщину

3 - 2,7-2,8 ребенка на одну женщину

3. Средняя продолжительность жизни зависит, главным образом…

1 – от уровня жизни населения

2 – от уровня развития здравоохранения

3 – от всего комплекса условий жизни населения в целом

4. Как вы думаете, какой режим замещения поколений сложился в России примерно 40 лет тому назад и существует до сих пор?

1 - простое замещение поколений

2 - расширенное замещение поколений

3- суженное замещение поколений

5. Какому населению соответствует возрастно-поколенная пирамида, изображенная ниже?

      Деды и бабушки      
    Родители    
  Дети  

1 – Молодое, быстро растущее население

2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции

3 – Старое убывающее население

6. Какая совокупность людей в большей степени заслуживает названия "население" с точки зрения демографии?

1 - черное духовенство (монахи)

2 - студенчество

3 – лица, принадлежащие к одной национальности

7. Какое влияние оказал экономический кризис 1990-х годов на демографическую ситуацию в России?

1 - Кризис вызвал депопуляцию. Не будь кризиса, население никогда не стало бы сокращаться

2 - Кризис приблизил наступление депопуляции и ускорил ее темпы, но не был ее основной причиной. Депопуляция была неизбежна и без кризиса

3 - Кризис вообще не имеет никакого отношения к депопуляции

8. Каков "физический смысл" показателя средней ожидаемой продолжительности жизни?

1 - это средний возраст населения по данным переписи

2 - это средний возраст умерших по данным текущего учета

3 - это средний возраст умерших согласно вероятностной модели вымирания, называемой таблицей смертности

9. Какому населению соответствует возрастно-поколенная, изображенная ниже?

  Деды и бабушки  
    Родители    
      Дети      
             

1 – Молодое, быстро растущее население

2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции

3 – Старое убывающее население

10. Что значит выражение "перепись населения на 9 октября 2002 г."?

1 - перепись была проведена за один день - 9 октября 2002 г

2 - перепись продолжалась несколько дней, но население переписывалось по состоянию на критический момент начала переписи – ночь на 9 октября - дети, родившиеся после этого момента не учитывались, а умершие в день 9 октября и позже, регистрировались как живые

3 - перепись была начата несколькими днями ранее. 9 октября - это критический момент - т.е., дата завершения переписи

11. От какого демографического процесса в современной России в основном зависит то, будет ли замещение поколений расширенным, простым или суженным?

1 - в основном от рождаемости

2 - в основном от смертности

3 - в равной мере как от рождаемости, так и от смертности

12. Какому населению соответствует возрастно-поколенная пирамида, изображенная ниже?

    Деды и бабушки    
  Родители  
    Дети    
             

1 – Молодое, быстро растущее население

2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции

3 – Старое убывающее население

13. Что такое продуцирующий контингент по отношению к демографическим событиям данного рода (рождаемость, смертность, брачность, разводимость и т.д.)?

1 - это все население

2 - это та часть населения, среди которой в году, за который рассчитывается соответствующий коэффициент, произошли демографические события данного рода (то есть, например, по отношению к рождаемости за прошлый год, это совокупность женщин, родивших детей в прошлом году)

3 - это та часть населения, среди которой могут происходить демографические события данного рода (то есть, например, по отношению к разводимости, это совокупность супружеских пар)

14. Для каких сравнений в большей степени пригодны общие коэффициенты рождаемости, смертности, брачности и разводимости?

1 - Для территориальных и международных сопоставлений

2 - Для изучения динамики этих процессов в рамках одной страны или региона (при условии, что коэффициенты изменяются за несколько лет достаточно резко)

3 - И для того, и для другого в равной мере

15. Что характеризует суммарный коэффициент рождаемости?

1 - Число рождений в расчете на 1000 человек населения в течение года

2 - Число рождений в расчете на 1000 женщин в возрастах от 15 до 49 лет в течение года

3 - Среднее число рождений в расчете на одну женщину в течение всей жизни

16. На какой из "классических" демографических процессов больше всего походит ассимиляция этнических меньшинств, то есть их растворение среди этнического большинства?

1 - на естественное движение населения (рождаемость и смертность)

2 - на механическое движение населения (миграция из этноса в этнос)

3 - на брачное движение населения (брачность, разводимость, овдовение)

17. Какая демографическая политика более эффективна?

1 - направленная на снижение рождаемости в тех странах, где она высока

2 - направленная на повышение рождаемости в тех странах, где она низка

3 - обе эти политики в равной мере неэффективны

18. Какой вид движения населения в России учитывается статистикой точнее?

1 - Естественное движение (рождаемость и смертность)

2 - Механическое движение (миграция).

3 - И то, и другое в равной мере

19. Что такое средняя продолжительность жизни для людей, достигших возраста x лет?

1 - это средний возраст населения старше x лет

2 - это средний возраст умерших старше x лет, рассчитанный по методике таблицы смертности

3 - это средний возраст умерших старше x лет, рассчитанный по методике таблицы смертности, минус сама величина x

20. К чему до сих пор приводило введение запрета на аборты?

1 - к длительному и устойчивому повышению рождаемости

2 - к весьма кратковременному повышению рождаемости с последующим снижением ее уровня

3 - эти законы вообще не влияли на уровень рождаемости

21. Для каких стран была характерна антинаталистическая демографическая политика, направленная на снижение рождаемости?

1 - для стран Западной Европы

2 - для Индии и Китая

3 - для США

22. В каких единицах измерения рассчитываются общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности и разводимости?

1 - В процентах (%) – на 100 жителей

2 - В промилле (‰) - на 1000 жителей.

3 - В расчете на 10 тысяч жителей

23. Для каких стран была характерна пронаталистическая демографическая политика, направленная на повышение рождаемости?

1 - для СССР и стран Восточной Европы

2 - для Индии и Китая

3 - для США

24. Чем отличается пронаталистическая демографическая политика от социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня семей с детьми?

1 - при проведении пронаталистической политики, направленной на повышение рождаемости, пособия на детей всегда выше, чем при проведении обычной социальной политики

2 - при введении мер пронаталистической политики государство декларирует ее демографическую цель - повышение рождаемости, а при проведении социальной политики такой целью объявляется только повышение жизненного уровня нуждающихся семей.

3 - цели демографической и социальной политики полностью совпадают друг с другом

25. Во многих странах выплачиваются пособия на детей одиноким матерям в больших размерах чем полным семьям, в которых есть оба родителя. Какова цель предоставления этой привилегии?

1 - цель демографическая – государство заинтересовано в том, чтобы неполных семей стало больше.

2 - цель социальная – государство заинтересовано в том, чтобы неполные семьи не были ущемлены материально из-за того, что в них нет второго кормильца

3 - цель и демографическая и социальная.

26. Какой тип возрастно-поколенной структуры из приведенных ниже НЕ может существовать в течение жизни двух и более поколений, если режим замещения поколений за это время не изменится, а миграция не влияет ни на численность, ни на возрастной состав населения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: