Потребность в учете населения возникла в связи с необходимостью данных о численности населения для взимания налогов и определения людских военных ресурсов. Более-менее систематизировано счет населения начали вести со времен Петра I, когда были введены подушные переписи, называемые ревизиями.
Ревизии лишь с большой условностью можно сравнить с переписями населения, поскольку они велись лишь с целью определения его численности, причем не обеспечивалась сопоставимость даже этих данных от ревизии к ревизии, поскольку количество категорий необлагаемого населения в них менялась. Основной же недостаток ревизий и их главное отличие от переписей населения состояли в том, что сроки проведения ревизий были не одинаковы и слишком растянуты. Если девятая ревизия проводилась в течение одного года, то седьмая тянулась на протяжении 10 лет, последняя началась в 1857 и закончилась в 1860 г.
С отменой крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи населения, облагаемого податком. С развитием капитализма в России возросла потребность в полных и подробных данных о численности и составе населения, полученных на научных началах. В связи с этим при Министерстве финансов в 1874 г. была организована особая комиссия, которая выработала «Положения о всеобщей народной переписи». На их основании по состоянию на 9 февраля 1897 г. была проведена всеобщая перепись населения в России. В ней учитывалось три категории населения - наличное, постоянное и приписное. В переписных листах были списочные формы трех видов: форма А - для крестьянских хозяйств; форма Б - для владельческих хозяйств; форма В - для городского населения. О каждом опрашиваемом собирались сведения по 14 вопросам, включая данные о фамилии и отметки о физических недостатках, о половом составе, возрасте, семейном состоянии; месте рождения и постоянного жительства, родном языке, вероисповедании, сословии или звании.
|
|
Отдельно отмечалось главное занятие, дающее основные средства к существованию, побочное или вспомогательное. Здесь же указывалось положение по воинской повинности.
Обработка данных переписи велась 8 лет.
Перепись 1897 г. находилась в центре внимания лучших представителей русской интеллигенции. На материалах переписи населения 1897 г. великим русским ученым Д.И. Менделеевым написан большой труд «К познанию России», опубликованный в 1906 г. и неоднократно переиздававшийся.
В организации и проведении переписи 1897 г. активное участие принимал известный русский географ и статистик П.П. Семенов-Тян-Шанский. В 1864-1876 гг. он возглавлял Центральный статистический комитет, в 1874-1897 гг. - Статистический Совет Министерства внутренних дел. Он активно выступал за переход от ревизий к всеобщим научным переписям населения. В 1874 г. им был разработан и представлен Комиссии по проведению всеобщей переписи населения России проект Положения о проведении переписи. Его предложения были положены в основу Положения о переписи населения 1897г.
|
|
Великий русский писатель Л.Н. Толстой рассматривал перепись как социологическое исследование, которое проводилось для того, чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов «учредить лучше жизнь людей». Л.Н. Толстой участвовал в переписи и свои впечатления описал в работе «Так что же нам делать?».
Перепись населения 1897 г. при всех недостатках дала интересные материалы, которые широко использовал В.И. Ленин. Работая над вторым изданием своей книги «Развитие капитализма в России», В.И. Ленин использовал изданные к тому времени итоги переписи, для получения хотя бы приблизительных данных о классовом составе населения страны, для научного исследования пути социально-экономического развития России, для обоснования исторической роли рабочего класса в государстве и роли крестьянства.
После переписи 1897 г. неоднократно ставился вопрос о необходимости проведения новой переписи населения в России. Было решено провести вторую всеобщую перепись в 1915 г., но начавшаяся в 1914 г. первая мировая война помешала осуществить этот план.
Первая советская перепись населения была проведена в 1920 г. в необычайно трудных условиях гражданской войны и интервенции по инициативе В.И. Ленина по состоянию на 28 августа 1920 г. Перепись проводилась в течение 7 дней в городах и 14 дней в селах. Общее руководство подготовкой и проведением переписи населения 1920 г. было возложено на органы государственной статистики — Центральное статистическое управление (ЦСУ).
Одновременно с демографическо-профессиональной переписью населения проводилась сельскохозяйственная перепись с кратким учетом промышленных предприятий. Итоги переписи были положены в основу разработки мероприятий по восстановлению разрушенного хозяйства, использовались при составлении плана ГОЭЛРО, а также для перспективных расчетов численности населения и построения баланса рабочей силы. Интересы восстановления разрушенного хозяйства потребовали проведения переписи городского населения на 15 марта 1923 г., одновременно с которой проводилась и промышленная перепись.
Вторая Всесоюзная перепись населения проводилась по состоянию на 17 декабря 1926 г. Подготовка к ней началась еще в 1924 г. Проводился счет наличного населения. Основными переписными формулярами были личный листок и семейная карта (только в городах). Личный листок включал 15 вопросов, а вместе с подвопросами их было около 30. Семейная карта содержала 20 вопросов. В ее задачи входило осветить семейную структуру населения и жилищные условия городского населения.
Перепись 1926 г. имела огромное политическое и народнохозяйственное значение. Эта перепись впервые охватила всю территорию страны и в какой-то мере дала «портрет» населения СССР накануне индустриализации и коллективизации. Материалы переписи были широко использованы при подготовке первого и второго пятилетних планов. Ее итоги детально разработаны и опубликованы в 56 томах, представляющих ценную информацию для исследования.
В 1937 г. также прошла Всесоюзная перепись населения. Она должна была отразить те грандиозные сдвиги, которые произошли в населении за прошедшее десятилетие, за годы двух пятилеток, показать успехи хозяйственного и культурного строительства. После подведения первых итогов переписи 1937г. правительство специальным указом объявило ее дефектной, проведенной методологически неверно и ее результаты были аннулированы.
|
|
Чем же не устроили правительство данные этой переписи?
Прежде всего, полученные данные показали довольно низкий прирост населения по сравнению с серединой 20-х гг., что могло найти объяснение в повышенной смертности. Таким образом, приоткрывалась завеса над тщательно скрываемыми фактами: людскими потерями в голодные 1932-1933 гг., а также в связи с насильственным переселением раскулаченных и широким размахом репрессий.
С другой стороны, по некоторым районам население неожиданно возросло: например, в Карелии и на Дальнем Востоке его численность удвоилась. Обнаруживались, следовательно, места заключения и ссылок.
Вопреки пропагандистской шумихе по поводу полной ликвидации неграмотности в стране выяснилось, что нет ни одной возрастной группы старше 9 лет, в которой бы не было неграмотных. Даже среди молодых людей в возрасте 18-19 лет было 8,5 % неграмотных, среди 30-летних неграмотным был каждый четвертый.
Поэтому в 1939 г. была назначена новая перепись.
Третья Всесоюзная перепись населения состоялась в 1939 г. по состоянию на 17 января.
Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учете населения, поскольку фиксировались категории как постоянного, так и наличного населения. Перепись проводилась 7 дней в городах и 10 дней в сельской местности.
К числу наличного населения относились все лица, проведшие ночь на 17 января в данном помещении. Инструкция к переписи давала подробный перечень лиц, которые относятся к наличному населению, а именно: а) находящиеся на работе в ночную смену; б) находящиеся в пути на автомашинах, гужом, верхом и т.д.; в) бывшие в театре, клубе, ресторане; г) отлучившиеся на базар, ярмарку, на охоту; г) находившиеся не дома, но на территории данного Совета.
В инструкции давалось определение постоянного проживания и временного отсутствия. Предусматривались правила отнесения к постоянному населению учащихся учебных заведений, призванных в ряды Красной Армии, находящихся в заключении, лиц, не могущих назвать другое постоянное место жительства.
|
|
В связи с принятыми мерами разница между численностью постоянного и наличного населения в переписи составил 0,06 % (а в переписи 1926 г. -1,0%).
Программа переписи предусматривала ответ всех переписываемых на 16 вопросов переписного листа. Три вопроса касались выяснению постоянного и наличного населения. Перепись 1939 г. проводилась на более высоком научном, методологическом и организационном уровне по сравнению с предыдущими и явилась важным вкладом в развитие статистической науки и практики. Подробная публикация этих данных не была осуществлена из-за начавшейся 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны.
Четвертая Всесоюзная перепись населения проводилась в 1959 г., начальным моментом переписи установлена полночь с 14 на 15 января. Перепись отразила те значительные изменения в численности, составе и территориальном размещении населения, которые произошли после переписи 1939 г. (до войны 1941 г. Западная Украина была воссоединена с Советской Украиной, Западная Белоруссия - с Советской Белоруссией, в СССР влились Литва, Латвия, Эстония и др.). На этот период пришлась разрушительная Великая Отечественная война.
Для обсуждения организации и программы переписи было созвано Всесоюзное совещание статистиков, подробно обсудившее эти вопросы. Проведение переписи осуществляло ЦСУ при Совете Министров СССР.
Программа переписи 1959 г. в основном напоминает программу переписи 1939 г. Проводилась перепись 8 дней как в сельской, так и в городской местности. В переписные листы записывалось все наличное население, включая временно отсутствующих.
Материалы переписи опубликованы в 16 томах.
Пятая Всесоюзная перепись населения 1970 г. учитывала население по состоянию на 15 января и проходила с 15 по 22 января.
Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением все население и выборочным его 25 %. Переписной лист состоял из 11 вопросов, и дополнительными 7 вопросами выборочной переписи.
Программа переписи населения 1970 г. состояла из следующих форм:
1. - переписной лист сплошной переписи;
2. - переписной лист выборочной переписи;
3. - опросный лист для лиц в трудоспособном возрасте,
занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве;
4. – бланк учета передвижения населения от места жительства до места работы, обучения.
Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. опубликованы в 7-й томах, изданных в 1972-1974 гг. Так, в первом томе опубликованы данные о численности населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей.
Шестая Всесоюзная перепись населения 1979 г. была проведена с учетом опыта предыдущих переписей и тех нововведений, которые были предложены в ходе ее подготовки и одобрены Всесоюзным совещанием статистиков в мае 1977 г. Дата переписи 17 января 1979 г. Она основывалась на следующих методологических и, организационных положениях, сходных с положениями переписи 1970 г.:
1) учитывалось постоянное и наличное население;
2)сплошное наблюдение (11 вопросов программы) сочеталось с 25% выборочных (5 вопросов программы);
3)осуществлялся контрольный обход 25 % счетных участков;
4)сведения записывались в новой форме переписного листа, который стал не только переписным документом, но и носителем первичной информации для ввода ее в ЭВМ;
5)материалы переписи обрабатывались централизовано - в Главном вычислительном центре ЦСУ СССР;
6) из программы переписи были исключены вопросы о причинах миграции и добавлен вопрос к женщинам о числе рожденных ими детей (в выборочной части); подробно рассматривалось брачное состояние;
7) не учитывалась маятниковая миграция, но переписывались работающие в трудоспособном возрасте.
Перепись населения 1979 г. позволила дать широкую характеристику численности, структуры и размещения населения, ее данные использовались для составления плана развития народного хозяйства на 11 -ю пятилетку и на перспективу.
Седьмая Всесоюзная перепись населения 1989 г. была проведена по состоянию на 12 января. Перепись проводилась 8 дней.
Население переписывалось по месту жительства, хотя бы временного, а не по месту работы или службы.
Программа переписи населения 1989 г. содержала широкий круг вопросов, комплексно характеризующих социально-демографический состав населения, размещение его по территории страны. Разработка программы произведена Госкомстатом СССР совместно с научными и практическими работниками различных отраслей народного хозяйства. Программа содержала 25 вопросов вместо 16 при переписи 1979 г. Сплошная перепись сочеталась с 25 %-ой выборочной.
По сравнению с 1979 г. в программу переписи были включены девять новых вопросов. Из них семь посвящены жилищным условиям. Ранее эта тема разрабатывалась лишь при переписи населения 1926 г.
Для углубления изучения передвижений населения была расширена тема о миграции: включен дополнительный вопрос о месте рождения, предусмотрено получение сведений о двух источниках средств существования вместо одного при ранее проводимых переписях.
Подсчет итогов переписи осуществлялся в два этапа. На первом из них в целях быстрого получения результатов были подсчитаны по каждой территории и стране в целом краткие предварительные итоги о численности всего населения, городского и сельского, мужчин и женщин. Одновременно проводилась подготовка материалов переписи к автоматизированной обработке и подсчету итогов по всем вопросам программы, которые были опубликованы в многотомных специальных изданиях.
Понятия критический момент и дата переписи населения. Как уже отмечалось, перепись населения представляет собой огромную статистическую работу, связанную с большими затратами времени, труда и средств.
В статистическом плане целесообразно было бы произвести «моментальную» перепись, но практически это невозможно. Поэтому при переписи населения устанавливается так называемый критический момент - определенный день и час, к которому приурочивается сведения о численности населения. Он еще называется моментом регистрации. Все опросы населения проводятся с ориентацией на установленный критический момент. Время, выбранное для опросов, не должно совпадать с массовыми отпусками граждан, а в сельской местности - с массовыми сельскохозяйственными работами. В нашей стране наиболее удобными для проведения переписи считаются зимние месяцы, особенно середина января, после окончания школьных и до начала студенческих каникул. Кроме того, январь считается наиболее предпочтительным с точки зрения наименьшей подвижности населения и удобным для сопоставления с текущими данными оценок населения, производящихся на начало года с помощью специальных расчетов. Необходимо также учитывать, что суббота и воскресенье - дни повышенной подвижности населения, поэтому переписи обычно проводят в средине недели.
С учетом этих факторов критическим моментом переписи населения 1989 г. было выбрано время 12 ч ночи с 11 на 12 января (четверг) по местному времени. Все родившиеся позже этого времени, переписи не подлежали, а все умершие до прихода счетчиков, но жившие на критический момент, в перепись включаются.
В соответствии с Законом Украины «О проведении Всеукраинской переписи населения» последняя перепись была проведена у нас в стране в декабре 2001 г., критический момент переписи установлен 5 декабря 2001 г. Численность населения в Украине по данным этой переписи составила 48,416 млн. человек.
В Российской федерации последняя перепись населения была проведена в 2002 г., ей предшествовали две пробные переписи: первая прошла в феврале 1997 г., вторая – в октябре 2000 г.
Основная цель пробных переписей – проверка разработанных программ переписей, организационных и методологических принципов её проведения, технологии обработки её материалов с учетом социально-экономических изменений, происшедших в стране за последнее десятилетие.
Существенным является определение срока переписи - периода времени, в течение которого она проводится.
Продолжительность периода, в течение которого заполняются бланки переписей, зависит от количества и сложности вопросов и от связи переписи с другими обследованиями. Длительность его в свою очередь влияет на точность учета населения. В зависимости от всех этих факторов продолжительность переписи колеблется от одной-двух недель до месяца. В сельской местности в связи с меньшей плотностью расселения данный процесс длится, как правило, дольше, чем в городах.
Методы проведения переписей населения.
В современных переписях применяют два метода получения сведений у населения: экспедиционный (путем опроса) и самоисчисления.
При методе опроса переписные листы заполняют специально подготовленные лица - счетчики, которые обходят все жилые помещения и заносят необходимые сведения в переписной лист.
Другой метод - самоисчисление - является более экономичным, быстрым, но менее точным. В этом случае население самостоятельно заполняет заранее розданные листы. При этом могут быть допущены неточности в ответах по причине разной трактовки вопросов переписного листа. Метод самоисчисления издавна применялся в большинстве европейских стран, в Австралии и Новой Зеландии, а также в некоторых других странах. Кроме самоисчисления и опроса иногда применяют так называемый явочный метод, который предполагает явку для прохождения переписи в какое-либо учреждение, где проводится опрос.
В нашей стране метод самоисчисления применялся в городах при переписях 1897 г., 1920 и 1926 гг. Остальные переписи проходили методом опроса.
Программа переписей населения.
Программу переписи составляют вопросы, обращенные к каждому переписываемому лицу, или перечень признаков, которыми характеризуется каждая отдельная переписываемая единица.
Число вопросов, которые можно доставить в программе, чрезвычайно велико. В переписи надо отразить главные, самые существенные признаки, которые присущи отдельному человеку.
Программа современной переписи состоит из трех основных частей: 1) адресная часть; 2) собственно программа и 3) вопросы, связывающие перепись с сопутствующими обследованиями.
В адресной части указывается название государства, области, города, района, населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, а также фамилия, имя (отчество), отношения к члену семьи, записанному первым.
Адресная часть позволяет относить население к определенной территории. Сведения о фамилии и имени позволяют обратиться к соответствующим лицам в случае недостатка сведений о них. Они служат средством, обеспечивающим достоверность полученных от определенных лиц сведений, помогают избежать пропуска лиц.
Собственно программу переписи населения имеет смысл разделить на группы вопросов, соответствующие различным задачам.
К первой группе относятся вопросы, выясняющие категории переписываемого населения, характер проживания по месту переписи (постоянно или временно проживает). Если нет записи о временном проживании или временном отсутствии, данное лицо относится к постоянному и наличному населению по месту переписи.
Вторая группа вопросов характеризует переписываемое лицо с собственно демографических позиций. В эту группу входят вопросы о поле, возрасте, семейном состоянии.
Самым важным и в то же время самым сложным для переписи является вопрос о возрасте. Указание возраста позволяет определить рабочие, школьные, призывные контингенты; он важен при проведении социальной политики.
Возраст обычно отсчитывается числом полностью исполненных лет, а для детей моложе года - числом исполнившихся месяцев. В большей части экономически развитых стран мира для выяснения возраста ставится вопрос о дате рождения, что удобнее для многих демографических расчетов. Таким образом были построены эти вопросы в наших переписях 1970, 1979 и 1989 гг.
Вопрос о семейном положении может быть поставлен кратко: состоит ли не состоит в браке и развернуто: холост, состоит в браке, вдов, разведен. Официально оформленным браком может считаться либо зарегистрированный в специальных учреждениях (гражданский брак), либо в церкви (церковный брак). Знание брачного состояния населения позволяет сделать выводы о соответствии его уровню рождаемости и другим вопросам, включаемых в перепись.
К третьей группе вопросов, близко примыкающих к демографической характеристике населения, относятся вопросы, выясняющие национальный состав населения. Во всех советских переписях населения был вопрос о национальности (в 1926 г. - о народности). Вопрос о национальности ставится лишь в немногих странах мира, главным образом из-за его неразработанности. Вместо него в США, например, спрашивают о расовой принадлежности. Во Всероссийской переписи 1897 г. стояли вопросы о вероисповедании и родном языке. Однако, вероисповедание значительно меньше говорит о национальности, чем язык. Иногда ставят вопрос о родном или разговорном языке. В большинстве случаев оба понятия совпадают. Однако по родному языку судить о национальности нельзя.
Национальность и родной язык весьма редко отмечаются в переписях за рубежом.
Четвертая группа вопросов освещает грамотность и образовательный ценз. У нас принято отмечать грамотность лиц старше 9-лет, а в международной статистике - лиц старше 15 лет. В советских переписях 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. необходимо было ответить на вопрос: какое образование получено?
В пятой группе вопросов рассматривается социально-экономическая характеристика населения. Сюда относятся сведения об источнике средств существования; место работы, занятия по месту работы и общественной группе. Ответы на эти вопросы следовало дать в переписях 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.
В некоторых наших переписях ставился, а сейчас ставится в переписях других стран, вопрос о подсобном занятии, а для инвалидов и пенсионеров - о прежнем занятии. В переписи 1989 г. учитывалось второе занятие опрашиваемого.
В зарубежных переписях к этой группе вопросов относятся вопросы о безработице, о работе неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, что является актуальным теперь и для нашего государства.
К шестой группе относятся характеристики рождаемости и брачности. Сюда относятся вопросы о числе всех живорожденных детей, о числе детей вместе проживающих во время переписи, о порядке рождения детей, о перспективах рождаемости. Эти вопросы обращаются только к женщинам.
Вопросы о брачности выявляют продолжительность брака, число детей, родившихся в браке, порядок их рождения. В странах полигамии ставится вопрос о числе жен.
К седьмой группе относятся вопросы, непосредственно связанные с размещением и составом населения, помогающие характеризовать миграцию населения. Для изучения миграции от места рождения к месту жительства на момент переписи иногда спрашивают о месте рождения опрашиваемого.
В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии значительное внимание уделяется вопросам иммиграции, продолжительности пребывания в стране.
В некоторых странах программа переписи населения связывается с другими обследованиями или переписями (промышленными, сельскохозяйственными, жилищными и др.). Такими в нашей стране были переписи 1920 и 1926 гг.
Важной характеристикой населения служат данные о физических недостатках людей, большой опыт изучения которых имеет США.
В нашей стране о лицах с физическими недостатками мы имеем представление по данным школьной статистики, статистики здравоохранения и социального обеспечения. Однако полный учет лиц с физическими недостатками может быть получен лишь на основе переписи населения.
Организационные вопросы переписи населения.
На подготовку переписи затрачиваются большие усилия. Работа начинается с составления программы за несколько лет до намеченного времени. Программа переписей включает разработку макетов рабочих таблиц.
Для проверки программы и возможности получения необходимых ответов стало традицией проводить пробные переписи. В них испытываются различные переписные листы, указания к их заполнению, проверка нагрузки на переписной персонал, возможных приемов обработки данных переписи.
При подготовке переписи необходимо заранее составить список тех мест, где она будет проводиться. В сельской местности составляется список населенных пунктов, в городах - домовладений, в которых живет или может жить население; приблизительно записывается число проживающих лиц. На основе этих списков и происходит разделение на счетные участки и снабжение переписного персонала переписной документацией.
Производится переписное районирование, при котором вся территория данного района разбивается на отдельные участки. Счетный участок может состоять из нескольких домов, одного дома и даже части дома.
Обычно каждый счетчик переписывает в среднем 400-500 человек. Однако нагрузка в большей степени зависит от сроков проведения переписи, от сложности программы и от того, ведется ли перепись в городе или селе.
Переписной персонал - это счетчики, инструкторы-контролеры, заведующие переписными отделами, их заместители, а также их резерв. В переписи 1989 г. он насчитывал более 1 млн.чел.
Комплектуется переписной персонал обычно из учителей, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений. Предмет их обучения - программа переписи, единообразное, правильное понимание ее вопросов, правила организации и проведения переписи.
К организационным вопросам относятся также печатание переписной документации и обеспечение ею переписного персонала.
Успех переписи населения в значительной степени зависит от подготовительной работы и среди населения, которое должно знать ее цель, программу, уметь правильно ответит на вопросы переписного листа, что требует проведения пропагандистской работы среди населения.
Все организационные мероприятия переписи населения рассматриваются в особом документе - организационном плане переписи.
К инструментарию переписи относятся переписные листы, инструкции, контрольные бланки, справки о прохождении переписи, записные книжки счетчика и инструктора и ведомости, заполняемые счетчиком по ходу окончания переписи.
Объект наблюдения переписи.
Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны сведения. Определить объект наблюдения — значит, указать его основные отличительные черты, важнейшие признаки.
Первичной единицей наблюдения при проведении переписей населения является лицо (человек как индивидуум), вторичной – семья. При решении определенной группы задач в качестве единицы наблюдения используется населенный пункт. Помимо этих традиционно используемых единиц наблюдения в связи с переходом на международные стандарты используется стандартная международная единица наблюдения – домашнее хозяйство. На основе рекомендации статистической комиссии ООН и Евростата под домашним хозяйством понимается совокупность лиц, совместно проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных отношениями родства, постоянно или частично объединивших свои индивидуальные бюджеты в части совместных расходов на питание, бытовые нужды или в целом имеющих общий бюджет и подчиняющихся общим правилам.
Однако переписи населения проводятся с большим временным интервалом, что не позволяет отслеживать изменения в демографической ситуации в промежутках между ними. Поэтому в промежутках между ними проводятся так называемые микропереписи – выборочные обследования, преследующие цель получить детальные сведения о составе населения и данные, необходимые для более глубокого анализа социально-демографических процессов в масштабе страны и отдельных регионов. В России микропереписи, охватывающие примерно 5% населения, были проведены в 1985 и 1994 г.г.
Перед началом переписи для четкого обозначения ее объекта обязательно детализируется состав и категории учитываемого населения, территориальные и временные границы. Во время осуществления переписи допускается свободное перемещение - поездки в командировку, в дома отдыха и санатории, к родным и т.д. В связи с этим возникает необходимость определить, какое население учитывать во время переписи: постоянных жителей, которые в критический момент оказались в другом месте, или всех тех, которые находились в доме, независимо от того, проживают ли они в нем постоянно или нет. В первом случае охватываемых переписью при таком подходе жителей называют постоянным населением (де-юре), во втором - наличным населением (де-факто).
К постоянному населению (ПН) причисляются все жители, постоянно проживающие в данном населенном пункте, независимо от факта нахождения или временного отсутствия в момент переписи.
К наличному населению (НН) причисляются все жители, оказавшиеся в данном месте на критический момент, независимо от места постоянного жительства.
К временно отсутствующему населению (ВО) относят людей, которые постоянно проживают в данном месте, но на критический момент находились за территорией данного городского, поселкового или сельского Совета, если их отсутствие не превысило шести месяцев (выехавшие на временную или сезонную работу, в командировку, на каникулы, на производственную практику, к знакомым, родственникам).
К временно проживающим (ВП) относятся лица, которые на критический момент находились здесь, в то время как место их постоянного жительства находится за пределами того городского, поселкового или сельского Совета, на территории которого данное лицо застала перепись (если их отсутствие в месте постоянного жительства не превысило шесть месяцев).
В тех странах, где ведется учет наличного и постоянного населения, разность между двумя числами является показателем точности счета в переписи. Обычно постоянное население бывает меньше наличного.
Двойной счет населения находит и различное применение. Для управления и планирования используют оба числа. Но для планирования сети торговли и общественного питания, туризма, отдыха используются сведения о наличном населении. Планирование жилищного строительства и сети учреждений народного образования базируются на сведениях о постоянном населении.
Между численностью постоянного и наличного населения существует определенная зависимость: постоянное население данного населенного пункта равно наличному населению минус временно проживающее и плюс временно отсутствующее:
ПН = НН-ВП + ВО.
Наличное население этого же населенного пункта равно постоянному населению минус временно отсутствующее и плюс временно проживающее:
НН = ПН - ВО + ВП.
Эти равенства называются балансами категорий населения. Они служат для проверки правильности расчетов численности постоянного и наличного населения. Отсутствие балансового равенства свидетельствует о недоучете населения.
Для проверки правильности и полноты учета населения в процессе переписи и после нее осуществляются контрольные мероприятия: составляются контрольные бланки, выдаются справки о прохождении переписи и проводятся контрольные обходы.
Численность наличного и постоянного населения производится не во всех странах. Например, в Турции, Албании, Ливии, Иране производится счет только наличного населения. В США и некоторых других странах - только постоянного.
Единица наблюдения в переписи населения,
Перепись населения отличается от других статистических обследований наличием двух первичных единиц наблюдения: человека и семьи, получение сведений о которых дает характеристику всего объекта. Собственно первичной единицей является человек - отдельное лицо; ему предназначается особый приписной бланк или отдельная колонка в списке.
При переписи населения, если собираются сведения о поле, возрасте, образовании, роде занятий и т.п., то естественно, единицей наблюдения является человек, ибо регистрируются признаки, свойственные человеку.
При регистрации же таких признаков, как число членов семьи, число детей в семье, лиц в семье определенного возраста, доход семьи и т.п. в качестве единицы наблюдения выступает семья.
Под семьей в демографической статистике понимается как единство следующих трех признаков: 1) родство всех его членов; 2) совместное проживание; 3) общность бюджета.
Однако понимание семьи в других дисциплинах значительно отличается от понимания ее в статистике. Так, юристы считают семьей лишь лиц, связанных между собой определенными правовыми нормами. Запись в список проживающих в переписные листы производится посемейно. Первым записывается глава семьи, затем остальные члены семьи, постоянно проживающие в этом помещении (включая и временно отсутствующих). Главу семьи указывают сами члены семьи из числа постоянно проживающих.
В больницах роль семьи как единицы наблюдения выполняет больничная палата, а в общежитии - отдельная комната.
В 1994 г. при проведении в России микропереписи населения впервые учитывалась не только семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике). В отличие от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство в отличие от семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.