Охрана труда
На автотранспортных предприятиях широко используются легковоспламеняющиеся продукты, пожароопасные вещества и материалы (бензин, керосин, ацетон, дизельное топливо, смазочные масла, ацетилен и т.д.). Все помещения автотранспортных предприятий классифицируются по взрывной и пожарной опасности в соответствии со СниП 2.09.2-85 и перечнем категорий производств. Взрывопожарной и пожарной опасности, классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок, категорий и групп взрывоопасных смесей для предприятий автомобильного транспорта.
Категорию А (взрыво-, пожароопасных) составляют помещения окрасочного (малярного) и краскоприготовительного отделений, газогенераторные помещения для хранения газобаллонных автомобилей, ремонта приборов системы питания, склады лакокрасочных материалов, топлива и смазочных материалов и др. Кроме того, к этой категории относят посты ТО, ТР и диагностики автомобилей.
К категории Б (взрыво-, пожароопасных) относят помещения окрасочного (малярного) и краскоприготовительного отделений, помещение для ремонта системы питания, насосных складов и т.д.
|
|
К категории В (пожароопасных) относят помещения, где расположены посты ТО, ТР и диагностирования, отделения деревообработки, обойное, шиномонтажное, кислотное и др.
К категории Г (пожароопасных) относят помещения кузнечно-рессорного, сварочного, жестяницкого, медницко-радиаторного отделений.
К категории Д (пожароопасных) относят помещения постов мойки и уборки автомобилей газобаллонных и работающих на жидком топливе, слесарно-механического, агрегатного отделений, ремонта электрооборудования и инструмента, приборов системы питания и др.
Согласно СниП 2.04.02-84, по возгораемости выделяют три группы строительных материалов и конструкций: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.
В зависимости от огнестойкости различают здания и сооружения пяти степеней возгораемости. Минимальные пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать требуемой степени огнестойкости зданий и сооружений.
Для повышений противопожарной устойчивости и предупреждения распространения огня по зданию используют специальные преграды, такие как несгораемые перекрытия и др. Материалы в противопожарных преградах должны быть несгораемыми или трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1,5ч.
Здания автотранспортных предприятий, где производятся кузнечно-рессорные, сварочные, малярные, аккумуляторные и др. работы должны иметь несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 1ч.
|
|
Во избежание распространения пожара на территории предприятия между зданиями и сооружениями предусматривают противопожарные разрывы. Наименьшие расстояния между зданиями и сооружениями принимают в зависимости от степени их огнестойкости.
Территория СТО ограждается забором, в котором имеются специальные проезды и въезды (ворота).
Для ликвидации небольших возгорания на СТО применяют первичные средства пожаротушения: ручные и передвижные пенные и углекислотные огнетушители, песок, кошмы, асбестовые покрывала, воду и др. За исправность и комплектность пожарного инвентаря и первичных средств пожаротушения, находящихся в производственных помещениях, складах несут ответственность начальники участков, цехов, отделений, складов и другие ответственные лица.
Помещения для ТО, ремонта и склады на СТО должны быть обеспечены густопенными огнетушителями из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади, но не менее двух в каждом отдельном помещении.
Участки испытания двигателей, ремонта топливной аппаратуры, электрооборудования обеспечиваются углекислотными огнетушителями. Кроме того, в указанных помещениях должны быть установлены ящики с сухим песком из расчета один ящик вместимостью 0,5 м3 на 100 м2 площади, но не менее одного в каждом помещении.
Непосредственный выход наружу должен иметь следующие производственные и складские помещения: кузнечные, сварочные и вулканизационные отделения при их площади более 100 м2; склад легковоспламеняющихся материалов, а также ацетилено-газогенераторные отделения, регенерации масел и малярное (независимо от площади помещения).
Исключительно важное значение придается оборудованию участка безопасной в пожарном отношении приточной и вытяжной вентиляцией.
В Республике Казахстан обеспечение пожарной безопасности является общегосударственной задачей.
Пожар – это неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Он наносит большой материальный ущерб и нередко сопровождается несчастными случаями с людьми.
Основными причинами возникновения пожаров на АТП являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах, нарушение правил эксплуатации электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при аккумуляторных и окрасочных работах и др.
Исключение причин возникновения пожаров – одно из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности на АТП.
Для локализации и ликвидации небольших загораний и пожаров в начальной стадии их развития на АТП применяют первичные средства пожаротушения, к которым относятся переносные и передвижные огнетушители, ящики с песком, кошма, асбестовые покрывала, резервуары с водой и др.
Наиболее широко применяют на АТП переносные огнетушители типов ОХП-10, ОВП- 10, ОУ-5, ОП-10.