Рис. 2. Кривые жизненного цикла разных типов товара
Виды кривых жизненного цикла товара
Кривую жизненного цикла товара, показанную на рис. 1, можно назвать идеальной или усредненной кривой, однако в действительности не все товары имеют кривую одной и той же формы. Фактически существует несколько различных типов
кривых жизненного цикла, причем каждому из них соответствует своя стратегия маркетинга. На рис. 2 представлены характерные кривые для четырех различных типов товара: сложного, простого, модного и товара-причуды.
Сложный товар – это товар, который требует от потребителей значительного обучения и у которого вследствие этого растянут этап внедрения. Такой вид имеет, например, кривая жизненного цикла бытовых компьютеров, поскольку потребителям необходимо осознать выгоды от их приобретения или обучиться по-новому выполнять знакомые задачи. Многие российские хозяйки не видят смысла в приобретении посудомоечной машины, считая этот привычный для западного быта прибор излишеством.
|
|
Простой товар, наоборот, находит быстрый сбыт, поскольку потребители без труда осваивают его и сразу же осознают выгоды от его приобретения. Такой товар обычно могут легко скопировать конкуренты, поэтому маркетинговая стратегия должна заключаться в быстром расширении распределительной сети. Важно также располагать производственными мощностями, способными удовлетворить имеющийся спрос. Одним из свежих примеров простых товаров, добившихся успеха на российском рынке, являются ржаные сухарики, которые появились сравнительно недавно, но уже выпускаются под десятком различных торговых марок («Иван с усами», «Емеля», «3 корочки»).
Модные товары, такие, например, как женские босоножки на «платформе» или очки в широкой оправе, выходят на рынок, устаревают, а затем вновь возвращаются в употребление. Тип жизненного цикла модного товара чаще всего присущ фасонам женской и мужской одежды. Продолжительность таких циклов может составлять от нескольких лет до десятилетий.
Товары-причуды – наклейки для автомобиля в виде клякс или царапин, детские кроссовки с огоньками, вспыхивающими в каблуках при ходьбе, и т. п. – характеризуются быстрым взлетом сбыта на этапе внедрения и столь же быстрым спадом. Этим товарам обычно присущи непривычные новые черты.
Марка (товарная, торговая, фирменная) – имя, образ, знак, символ, рисунок или их комбинация, позволяющая отличать товары (услуги), а также их производителей или продавцов от конкурентов. Марка, таким образом, служит средством идентификации товаров и услуг.
Марка в целом или ее часть, обеспеченная правовой защитой, представляет собой товарный знак и становится предметом юридического регулирования.
|
|
Марочные товары увеличивают потребительскую ценность продукции, выделяют ее из массы аналогичных товаров, подчеркивают выгоду для потребителей, обеспечивают успех реализации, выступая в процессе выбора товаров в роли своеобразных маяков.
Значение марочной продукции постоянно возрастает, и она занимает все большее место в ряду стратегических ресурсов предприятия. Марочная продукция создает не только добавленную ценность для потребителей, но и марочный капитал, увеличивает так называемые репутационные нематериальные активы компании.
В последнее время активно развивается новый бизнес – «перехватчики брендов». Фирмы, регистрирующие чужие знаки на свое имя, стали еще более изворотливыми.
Управление марочной политикой требует от предприятия определенных действий. Это:
• создание марки (формирование идеи и выбор названия);
• продвижение марки (выработка марочной стратегии, развитие «рыночной силы марки», оценка стоимости марки);
• контроль и защита марки.