Налоги
Задолженность потребителя
Ожидания потребителей
Благосостояние потребителей
В данном случае речь не идет об эффекте богатства или эффекте реальных кассовых остатков, которые являются следствиями изменений в уровне цен.
Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. Потребительские расходы в этом случае возрастают – кривая совокупного спроса сместится вправо.
Наоборот, допустим, произошло резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли. Это приведет к уменьшению благосостояния потребителя независимо от изменений в общем уровне цен. В результате, из-за сокращения потребительских расходов кривая совокупного спроса сместится влево.
Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители.
Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения уменьшаются). И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы и, следовательно, совокупный спрос сократятся.
Такой же эффект на спрос оказывает и массовое ожидание инфляции.
Высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся в результате прежних закупок в кредит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить долги – потребительские расходы сократятся, кривая совокупного спроса сместится влево.
Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
2) Инвестиционные расходы
Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрети при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса.
При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.