Лекция. Теория потребительского выбора

Цель лекции – изучение вопросов о том, как потребители распределяют свои доходы с целью максимального удовлетворения потребностей и как это распределение влияет на спрос на разные товары и услуги. Это, в свою очередь, помогает понять, как изменения доходов и цен влияют на спрос и почему спрос на одни товары более чувствителен к изменениям цен и доходов, чем на другие. В задачи лекции входят: раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике; уяснить положение потребительского равновесия и выявить, под влиянием каких факторов оно может изменяться.

Вопросы:

1. Предпочтения потребителя. Основные предположения о потребительских предпочтениях.

2. Функция полезности и кривые безразличия.

3. Бюджеты и цены. Бюджетные ограничения потребителя.

4. Равновесие потребителя. Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности).

Во введении к данной лекции следует предложить студентам объяснить понятие абстракции и пределы его применимости. Затем они могут вспомнить модели, в которых используются абстракции (спроса и предложения, производственных возможностей экономической системы, взаимодействия субъектов рыночной экономики, взаимосвязи сбережений и инвестиций и др.) и основное допущение - «при прочих равных условиях». Это поможет студентам усвоить основные допущения, применяемые в теории потребительского поведения: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными потребителями; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех благ; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

В первом вопросе необходимо выделить три этапа в анализе поведения потребителя: изучение потребительских предпочтений; оценка влияния изменения цен и потребительского дохода на потребительский выбор; нахождение условий потребительского равновесия.

Первый этап предусматривает раскрытие содержания понятия предельной полезности товара, выявление ее отличия от общей полезности, формулировку закона убывающей предельной полезности; уяснение правила максимизации полезности; изучение кривых безразличия и выявления их особенностей. Следует обратить внимание студентов на необходимость изучения влияния склонности к замещению продуктов при анализе потребительских предпочтений. При этом особенно важны критерии, согласно которым потребители могут предпочесть один товар другому.

Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями - они располагают только ограниченными доходами, направленными на приобретение предметов потребления.

Учету данного аспекта анализа потребительского поведения лектор уделяет внимание при изложении второго вопроса. Для этого необходимо раскрыть содержание бюджетной линии и факторы, определяющие ее положение на графике; показать влияния изменения цен на покупаемые товары и услуги на потребительский выбор.

В третьем вопросе следует сопоставить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и представить оптимальный выбор потребителя. Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Необходимо показать студентам, что, зная, как изменения цен и дохода воздействуют на бюджетную линию, можно определить, как они влияют на выбор потребителя, т.е. выявить факторы изменения потребительского равновесия.

В заключении необходимо подчеркнуть, что теория потребительского выбора имеет практическое значение, так как объясняет, как потребители тратят свой доход с целью максимального удовлетворения потребностей. Данная теория позволяет понять, как потребители совершают выбор и как ряд факторов влияет на этот выбор.

Литература:

1. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 16 – 33.

2. Вехи экономической мысли: в 3-х т. / Под ред. В.М. Гальперина – СПб.: Экономическая школа, 1999. – Т. 1.

3. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной - М.: Высшая школа, 1994. - Гл.3, § 3.

4. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учеб. для вузов. В 2-х т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Экономическая школа, 1994. – Т. 1. - Гл.2, § 3-8.

5. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика. Учебник / С.Н. Ивашковский - М., 1998. - Разделы 2, 3.

6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для Вузов. / Р.М. Нуреев - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – Гл. 3, 4.

7. Пиндайк, Р. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: «Экономика», «Дело», 1992. - Гл. 3, 4.

8. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер. с англ. / Д.Н. Хайман. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т.1. – С. 56-87.

9. Хикс, Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступит. ст. Р.М. Энтова / Дж.Р. Хикс. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. – С. 103-119.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: