Часословы
В 1410 г. ко двору бургундских герцогов прибывают братья Лимбурги – Поль, Жанекин и Эрман. Они исполняют для герцога Беррийского, известного мецената и библиофила, два часослова: «Прекрасный часослов» (1413 г.) и «Великолепный часослов». Над последним братья Лимбурги работали до 1416 г., исполнив 65 миниатюр и оставив рукопись незаконченной. Работы над миниатюрами были возобновлены Жаном Коломбом при Карле I Савойском (1485–1489 гг.). К этому моменту книга насчитывала 129 миниатюр.
Часословы – особые молитвенники для частного использования – не отличались неизменной канонической композицией текста. Тем не менее, можно сказать, что основной частью рукописи были тексты особых кратких богослужений – Часов. Каждая из этих маленьких служб посвящается определенному священному событию: сошествию Св. Духа, Страстям Христовым, Благовещению Пресвятой Богородицы, связанного, исходя из церковного предания, с определенным часом суток. Календарные миниатюры, обычно изображающие времена года в виде занимательных жанровых сцен, – материал, располагающий к творческой свободе. |
В «Великолепном Часослове» герцога Беррийского миниатюры «Времена года» представляют как «низкие» жанровые сцены, так и «возвышенные» образы аристократических празднеств. Подобное соединение картин «живописной» нищеты и роскоши – привычное сочетание искусства интернациональной готики. В эту эпоху художники одинаково охотно обращались к теме простонародного быта, приобретающего романтический оттенок, и к утонченному повествованию о жизни высшей знати. Причем и в том, и в другом случае действительность преобразуется в некий волшебный мир, созданный из поражающих воображение реалистических деталей, действующих в изобразительной системе далекой от реализма. Мистицизм – один из главных принципов искусства интернациональной готики. Художник, описывая невероятное, настолько теряется в неисчерпаемых мирах собственного воображения, что христианская мистика подчас приобретает сказочность, искусственную красивость, трудно воспринимаемую оригинальность образов (например, русалки).
|
|
Коран прямо запрещает людям изображать людей, животных или Аллаха, потому что считается, что поклоняться Аллаху через картину означает уподобляться неверующим. Аналогичное правило распространяется и на изображения любого другого существа, даже не относящегося к религии, практически по той же причине. Однако писать каллиграфией, складывающиеся в их изображения, разрешается.