Договор купли-продажи

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Гражданским кодексом регулируются такие разновидности договора купли-продажи, как розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия. Нужно иметь в виду, что если отсутствуют специальные нормы в регулировании этих договоров, применяются общие положения о купле-продаже.

Договор купли-продажи – это договор возмездный, двусторонне обязывающий (взаимный), консесуальный. Сторонами в договоре могут быть как предприниматели (физические или юридические лица), так и граждане. Продавец должен иметь право на продажу, то есть иметь имущество на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Товаром могут быть любые вещи, за исключением вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

К существенным условиям договора купли-продажи относятся наименование и количество товара. Такие условия, как цена, качество товара, срок его передачи покупателю по общему правилу не являются существенными.

Так, в договоре может быть указана не цена товара, а порядок ее определения. Если предметом товара являются родовые вещи, то покупатель может оплачивать товар по цене, которая существует на рынке на аналогичные товары (по средней рыночной цене). Но если продается индивидуально определенная вещь, то без указания цены договор не может быть заключен.

Обязанности продавца по договору купли-продажи:

1. Продавец обязан передать покупателю товар, наименование, количество, качество, ассортимент, комплектность которого соответствуют договору и который затарен или упакован, как того требует договор. Если продавец отказывается передать купленный товар, покупатель вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Товар должен быть передан в определенный срок (в соответствии с договором или в разумный срок) и в определенном месте. Продавец обязан передать товар соответствующего качества. В договоре качество товара определяется путем указания нормативных документов по стандартизации либо показателей качества (безопасность, энергопотребление и т.д.). Если в договоре нет характеристик качества товара, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

2. Вместе с товаром продавец должен передать покупателю его принадлежности и относящиеся к нему документы.

3. Продавец обязан передать товар свободным от требований третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара или расторжения договора.

Моментом исполнения обязанностей продавца по передаче товара считается:

¨ вручение товара покупателю или указанному им лицу;

¨ предоставление товара в распоряжение покупателя;

¨ сдача товара перевозчику.

Этот момент очень важен, поскольку с этого момента риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя.

Права и обязанности покупателя:

.Покупатель обязан принять товар, кроме случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказа от договора. Если в нарушение закона покупатель не принимает товар, продавец вправе этого требовать или отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Покупатель вправе отказаться от принятия товара в случаях нарушения условий о количестве, ассортименте.

Если покупателю передан товар ненадлежащего качества, он имеет право потребовать:

- уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков.

В случае обнаружения недостатков существенных (то есть неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после ремонта и т.п.) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от договора и потребовать возвращения уплаченной за товар денежной суммы;

-потребовать замены товара на товар надлежащего качества.

Продавец отвечает за недостатки, которые возникли до передачи товара покупателю, либо по причинам, возникшим до этого момента. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявлять требования относительно качества товара в течение гарантийного срока; если же гарантийный срок не установлен – то в пределах двух лет со дня передачи товара (когда иной срок не установлен законом или договором). Если на товар установлен срок годности, покупатель может предъявить требования по поводу качества товара в течение срока годности.

В случае передачи покупателю некомплектного товара он вправе требовать:

- уменьшения покупной цены;

- доукомплектования товара.

Если продавец в разумный срок не выполнил требование о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

- потребовать замены товара на комплектный;

- отказаться от договора.

2. Покупатель должен оплатить товар. Если покупатель своевременно не оплачивает товар, продавец вправе потребовать не только оплаты товаров, но и уплаты процентов. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата товаров. Если продавец, получивший сумму предоплаты, отказывается передать товар, покупатель имеет право на проценты со дня, когда передача товара должна была состояться.

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение договора купли-продажи и перечислите его разновидности.

2. Каковы юридические характеристики договора купли-продажи?

3. Какие условия являются существенными для договора купли-продажи?

4. Раскройте права и обязанности сторон по договору купли-продажи.

5. Какие требования может предъявить покупатель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?

4.3. Договор розничной купли-продажи

Правовой основой регулирования розничной купли-продажи являются не только Гражданский кодекс и правила продажи отдельных видов товаров, но и Закон РФ «О защите прав потребителей», который предоставляет покупателю-потребителю дополнительные гарантии по сравнению с общими правилами купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи – это публичный договор, это означает, что организация, торгующая в розницу, обязана обслуживать каждого, кто к ней обратится. При этом условия продажи должны быть равными для всех потребителей. Льготы отдельным категориям потребителей устанавливаются в соответствии с законодательством. Товар в данном договоре имеет специфику: он предназначен для личного, домашнего использования.

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату (чека, товарного чека и др.). Продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре. Покупатель вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств, демонстрации использования. Информация должна быть на русском языке. Продавец обязан возместить покупателю ущерб, который возник в связи с отсутствием у него информации о товаре, его свойствах.

В случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества он вправе по своему выбору потребовать:

- замены товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);

- уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара;

- вместо предъявления указанных требований покупатель имеет право отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении технически сложного товара установлено другое правило: потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков, или при нарушении сроков устранения недостатков товара, или при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель вправе предъявить требования по поводу качества в течение гарантийного срока или, если он не установлен, в пределах двух лет. Если срок устранения недостатков не определен письменным соглашением сторон, недостатки должны быть устранены незамедлительно. Замена товара ненадлежащего качества должна быть осуществлена в течение семи дней. За просрочку выполнения требований потребителя законодательством установлена ответственность в виде неустойки (один процент от стоимости товара за каждый день просрочки) и возмещения морального вреда.

Потребитель имеет также право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества при следующих условиях:

- с момента продажи не прошло 14-и дней;

- товар не был в употреблении.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите стороны договора розничной купли-продажи.

2. В какой форме заключается договор розничной купли-продажи?

3. В чем заключается право потребителя на информацию?

4. Какие требования может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?

5. В каком порядке разрешаются споры между продавцами и потребителями? Какая ответственность установлена за неисполнение законных требований потребителя?

6. При каких условиях потребитель вправе обменять товар надлежащего качества?

7. В чем состоит общественная защита прав потребителей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: