Тема 1.2. Литературный андеграунд 1970-1980 гг

Содержание учебного курса

Раздел 1. Литература 1970-1980 гг. как прообраз современной литературы

Тема 1.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка

Изменение ценностного поля советского общества. Повседневность как основное пространство существования. Семья и работа: изменение приоритетов. Пространство частной жизни. Категория жизненного успеха. Драматургия А. Вампилова. Изменения в структуре драматургического конфликта. Новый тип героя. Ю.Трифонов – историк современности. История и быт в «городских повестях». Роль бытовой детали. Средний человек как фокус видения. Проблема авторской позиции. Рассказы В. Маканина. Сюжет как история частной жизни. Тяготение к архетипическим моделям. Анализ рассказа «Ключарев и Алимушкин». Образ среднего человека-горожанина. Экзистенциальная постановка нравственных проблем. Человек как функция судьбы. Повествователь как свидетель. Повести «Отдушина» и «Река с быстрым течением». Образ «отдушины», «норы», «лаза»: лакуна восстановления личностной идентичности. Повесть «Стол, покрытый сукном с графином посередине» (1995) как притчевый образ судилища. Сглаживание примет эпохи как способ постановки антропологических проблем. Одиночество как антропологическая характеристика современного человека.

Социально-философские проблемы научной фантастики. Творчество бр. Стругацких. Прблема тоталитарного общества в творчестве Стругацких. Возможность контакта с иным и проблема нравственной ответсвенности. Фантастическая литература сегодня.

Возникновение другой литературы.История понятия «другая литература». Поиск нового художественного языка. Работа с советской мифологией. Повесть В. Аксенова «Затоваренная бочкотара» (1969) как одно из первых произведений «другой литературы». Новая концепция реальности. Слово-миф и сюжет произведения. Игровое овладение миром. Направления внутри «другой литературы»: аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм. История альманаха «Метрополь» (1978). Принцип эстетического плюрализма. Состав авторов. Концепция «неуютности культуры» (Л.Баткин) как новая эстетическая позиция. Многообразие дискурсивных практик. Скандал вокруг «Метрополя». Анализ рассказа В. Ерофеева «Едрена Феня».

«Колымские рассказы» В.Шаламова и начало новой прозы. Жанровая природа «Колымских рассказов». Критика классического гуманизма. «Литература» и опыт колымских лагерей («Боль», «Шерри бренди», «Марсель Пруст»). Концепция письма как документа. Проблема вымысла. Проблема ответственности художника. Художественное время и пространство рассказов. Повествователь и герой в рассказах В.Шаламова. Эссе «О прозе».

Неподцензурная поэзия. Основные направления и имена.«Лианозовцы». Творчество И.Холина. Темы и стиль. Классические формы в советском мире: поэзия Г.Сапгира. «Конкретизм». Поэзия Вс.Некрасова. «Лианозовцы» и современная актуальная поэзия.

Поэзия Т. Кибирова. Жанровая игра. Центонность. Работа с советским литературным пространством. Лирический герой. Культ мещанства как вызов советскому проекту.. Советская история в цикле «Сквозь прощальные слезы». Послания. Поэмы Кибирова. Своеобразие лирического сюжета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: