Второй половины XIX в

Роль идеологической заданности в русской литературе. Борьба различных идеологических концепций на материале литературы (консерватизм, либерализм, радикализм). Русская литература между идеологией и верностью действительности.

Социальная и политическая тенденциозность русского реализма как «реализма критического»; его «учительность» и идеологичность. Критика социальной действительности в русской литературе с позиций определенной идеологии. Концептуальная заданность произведений русской литературы. Идеологические романы А. Герцена, Н. Чернышевского, произведений М. Салтыкова-Щедрина. Идеологический роман Достоевского. Монологизм в творчестве Л. Толстого и полифонизм в творчестве Ф. Достоевского.

Русский радикализм в борьбе с либеральными, консервативными и реакционными идеями русской литературы (Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, П.Ткачев): критика реализма с позиций романтизма. Углубление расхождений в интерпретациях и оценках социальной действительности и ее художественного отображения между литературной критикой и литературой (самими писателями). Превращение русской критики во «властительницу умов» русского общества и выразительницу общественного мнения. Превращение русской литературы в объект литературной и социальной критики с позиций «жизни» (как ее понимала русская радикально настроенная критика и публицистика). Народность литературы (в узком смысле) как «простонародность».

Критика идеологии и социально-политических реалий в русской литературе с позиций реализма (действительности). Русский «антинигилистический роман» (А.Писемский, И.Тургенев, И.Гончаров, Ф.Достоевский, Н.Лесков и др.) и осуждение политического и идейного радикализма. Развитие социального анализа и психологизма в русской литературе. Психологический анализ в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, И. Гончарова. Социально-психологические типы и ситуации в драматургии А. Островского.

«Народный» стиль в русской литературе. «Муза мести и печали» Н.Некрасова); творчество «крестьянских» поэтов (И.Никитин, И.Суриков и др.). Утверждение гражданственности лирики в противовес художественности. Усиление конфронтации с «чистым искусством» в русской литературе (А. Фет, А. Майков, А.К. Толстой и др.). Образ народа в русской литературе второй половины XIX в.; мотивы народных страданий, обездоленности, бесправия; идеализация народных характеров, народной нравственности, эстетики, народного мировоззрения. Образы «народных заступников», борцов за «общее дело». Критика крестьянской реформы и ее последствий. Черты художественной «клишированности» в демократической поэзии Некрасова и его последователей как предтеча русского символизма. Сказ у Н.Лескова («Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник») как эстетизация и поэтизация народности (в широком смысле) как выражения национального менталитета.

Нарастание идеологизации и идеологичности в русской литературе с различных социальных и политических позиций, а вместе с тем – идейно-эстетического плюрализма, социокультурной напряженности и конфликтности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: