Теория литературы

Тема, проблема и идея литературно-художественного произведения. Идейно-тематическое содержание литературного произведения как ядро системы. Тематическая целостность произведения. Тема и тематика. Главная тема и множественность частных тем; их системное единство и иерархическая соотнесенность. Изучение действительности, отбор жизненных явлений, роль творческой инициативы автора в выборе и разработке темы. Тема и проблема; их соотношение.

Проблематика как субъективная сторона художественного содержания. Типы проблематики. Мифологическая, национальная, социокультурная, романная, философская проблематика. Конкретизация проблематики. Авторские оценки. Авторский идеал. Художественная идея. Идея – отношение к изображаемому, главная мысль, основополагающий пафос произведения, категория, выражающая авторскую тенденцию в художественном освещении данной темы. Соотношение темы, проблемы и идеи. Виды пафоса: эпико-драматический, героический, романтический, трагический, сентиментальный, юмористический и сатирический. Ирония, инвектива.

Стих и проза. Две разновидности поэтической речи – стих и проза как предмет изучения двух отраслей структурной поэтики: стиховедения и прозоведения. Основные подразделения стиховедения: метрика, ритмика, строфика, фоника (учение о рифме и звуковом строе стихотворного произведения). Стих и проза. Основные признаки стиха. Рифма. Безрифменный, белый и холостой стих. Рифма в прозе и нехудожественной речи. Рифма как относительный признак стиха. Художественные функции, происхождение и историческая эволюция русской рифмы. Виды рифм: по слоговому объему (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные, ассонансы, диссонансы); по месту в слове (префиксальные, префиксально-корневые, корневые, суффиксальные, суффиксально-флексивные, флексивные, эхо-рифмы, поглощающиеся, богатые и бедные, левые и правые и пр.); по количеству участвующих в созвучии слов (одинарные и составные); по положению в стихе (конечные, начальные, стыковые, внутренние); по лексическому составу (омонимические, тавтологические); по месту ударения (равноударные, неравноударные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические) и т.д. Оригинальные и банальные рифмы. Рифмовка, виды рифмовки. Рифма и звуковой повтор как элементы целостной системы. Ритм в широком и узком значении; его универсальность. Ритмичность в жизни и искусстве. Понятие о ритмической системе как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала.

Метр и его частные подразделения – размеры. Отсутствие метра в верлибре (свободном стихе), наличие окказиональных метрических цепочек в прозе и нехудожественной речи. Членение (сегментация) речевого потока на психологически сопоставимые отрезки – стихи – единственный абсолютный признак стиховности. Стих как элементарная ритмическая единица, определяющая специфику стихотворной речи. Художественная функция стиховой графики. Эмоциональная роль пауз. Стихотворная речь как речь, сегментированная на стиховые ряды, сгущенная, выделенная и подчеркнутая как в целом, так и в составляющих это целое элементах.

Понятие о стихопрозе и ее разновидностях; эмбриональная стихопроза памятников фольклора и древнерусской довиршевой литературы и литературная стихопроза нового времени.

Композиция литературно-художественного произведения.

Построение, организация литературного произведения, художественно целесообразное расположение его частей и элементов. Композиция образной системы. Композиция системы персонажей. Спорность определения категории персонажей (главные, второстепенные, эпизодические). Композиционные и смысловые взаимоотношения между персонажами. Внешняя композиция (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф и т. д. Композиция отдельных образов, сцен, эпизодов и пр. Композиция речевая (смена способов художественного изложения, элементы динамического повествования, статического описания, характеристика действующих лиц, портрет, монолог, диалог, полилог персонажей, поток сознания, письмо, авторские ремарки, лирические отступления, документ и т. д.), синтаксическая, звуковая и пр. Зависимость композиции от объекта изображения и субъекта выражения, или от реальных закономерностей изображаемой действительности, художественного метода и стиля, идейно-эстетического замысла, жанровой специфики произведения. Композиция сюжета (прямая и сложная).

Различные способы сюжетного построения (инверсия элементов сюжета, повтор, усиление, противопоставление, монтаж, задержка действия, предварения, отступления, вводные эпизоды, умолчания). Эпический и драматический способы развития действия. Композиция несюжетных произведений. Определяющая роль движения лирической темы. Тесная связь со стихотворным и речевым строем. Симметрия либо значимые ее нарушения. Зависимость композиции от изобразительно-выразительных средств поэтического языка. Системное единство всех уровней композиционного построения произведения.

Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода. Объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве, – основа эпических (и драматических) произведений. Предрасположенность к сюжетности. Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания и способах повествования. Универсальность арсенала средств литературного изображения и выражения (монолог, в том числе внутренний, диалог, полилог, описание быта, природы, наружности, поведения и душевных состояний героев, их действий, поступков и т. д.). Неограниченность объема, произвольная речевая структура.

Основные жанры эпоса. Сказка и ее жанровые модификации: волшебные, богатырские, бытовые, сказки о животных, докучные и пр. Специфика литературной сказки. Предание. Разновидности героического эпоса, бытующего в устной и письменной форме, – повествования о подвигах героев-богатырей: былины, саги, руны, героические поэмы и пр. Эпопея. Эпическая поэма. Роман и его жанровые разновидности: авантюрный, исторический, психологический, сатирический, фантастический (научно-фантастический), публицистический, семейно-бытовой, философский роман и пр. Особенности романного построения. Повесть. Промежуточное положение повести между романом, с одной стороны, рассказом и новеллой – с другой. Рассказ и новелла: их художественные свойства, обусловленные их малым объемом. Отличие рассказа от новеллы. Очерк. Очерк документальный, публицистический и художественный. Басня, еедвусоставность: повествование и «мораль» (нравственный вывод, поучение). Тенденция к аллегоризму. Генетическая связь со сказками о животных, новеллами, анекдотами, пословицами и поговорками. Структурная амбивалентность (прозаические и стихотворные басни). Анекдот и притча.

Своеобразие целей, содержания и формы драмы как литературного рода. Воспроизведение человека и мира в действии, мысленно или реально представленном на сцене; сознательный отказ от повествования; синтез объективного и субъективного факторов литературного творчества в драме. Монологическая и диалогическая речь как основа драматического произведения. Игра актеров (мимика, жесты, интонации, эмоциональная окрашенность речи), деятельность режиссера, художника, костюмера, роль декораций, сценографии и других внешних факторов в построении сценического образа драматургического действия. Обостренность драматического конфликта как отражение социально-исторических противоречий в человеческом общежитии. Действие внешнее и внутреннее. Хронотоп в художественном мире драмы. Мера условности и правдоподобия.

Основные жанры драмы; их зарождение и историческая эволюция. Трагедия как вид драмы. Катарсис: множественность толкований данного понятия. Из истории трагедии. Ее жанровые модификации. Комедия как вид драмы. Происхождение комедии, основные этапы ее исторического развития. Жанровое многообразие комедии: комедия характеров, комедия нравов (бытовая), комедия положений, комедия интриги, комедия масок, комедия буфф (буффонада), лирическая комедия, сатирическая комедия, водевиль и пр. Драма как вид драматургического рода. Широкий диапазон жанровых форм драмы, многообразие средств художественного изображения. Специфическая жанровая система средневекового театра: литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, фарс. Театр эпохи Возрождения, классицизма, романтизма, реализма, модернизма. Постепенное размывание жанровых границ. «Жанровые коктейли» типа «Мистерии-буфф», «Оптимистической трагедии», «Трехгрошовой оперы», «Балаганчика» и пр.

Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Отражение чувств, мыслей и переживаний лирического «Я», самовыражение субъективного мировосприятия – основа лирики как литературного рода. Вторичность реалий внешнего мира, событийного плана и сюжетных коллизий. Проблема лирического героя; его взаимоотношения с биографической личностью автора. Различные формы лирического высказывания: монологическая, диалогическая, ролевая, объективная, «сюжетная» и пр. Лирическая медитация как выражение чистого лиризма. Первоначальная связь с музыкой. Преимущественное тяготение к стихотворной форме. Интонация как организующий фактор лирической композиции. Ассоциативность лирики. Условность, ограниченность объема, концентрированность лирического высказывания, многозначность слова в лирическом контексте.

Генезис и историческая эволюция лирики. Песенная лирика в устной народной поэзии (песни обрядовые: свадебные, похоронные, рекрутские, игровые, хороводные, колядки и т. д.). Античная лирика: декламационная и песенная; сольная и хоровая; элегия, ямбы, эпиграмма, ода, дифирамб, эпиталама, пеаны, призывные гимны. Средневековая лирика провансальских трубадуров: альба, пасторелла, сирвента, тенсона, плач; и северофранцузских труверов: ткацкие песни, песни о неудачном замужестве, песни о крестовых походах. Лирика эпохи Возрождения и классицизма: канцона, мадригал, сонет, ода, сатира, элегия, идиллия. Экспансия лиризма в эпоху романтизма. «Смешение и смещение жанров» (Б. Эйхенбаум) в реалистической лирике. Современная лирическая поэзия. Тематический принцип жанрово-видового деления: лирика любовная (интимная), гражданская, пейзажная, философская. Лиризм как составной элемент эпоса, драмы и смешанных форм (лиро-эпика: поэма, баллада и пр.).

Литературный процесс. Направление, течение, школа. Парадигма художественности (литературный процесс) – культурообразующее единение сознаний писателей и читателей. Борьба и смена литературных направлений как содержание литературного процесса. Смена парадигмы художественности – изменение статусов субъекта, предмета и адресата художественной деятельности.

Литературное направление. Теоретический манифест – обязательная форма самоопределения литературного направления. Литературные направления и их подразделения – течения. Литературные группировки и школы. Образование литературных школ на основе общности эстетических устремлений («Серапионовы братья»), вокруг авторитетных лидеров (поэты «некрасовской школы»), по региональному принципу («йенская школа» немецких романтиков, «вологодская школа» в русской поэзии), наконец, по совокупности указанных признаков («натуральная школа» Гоголя). Классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм, модернизм, авангардизм, постмодернизм.

Стиль литературно-художественного произведения. Автор и стиль произведения. Три аспекта проблемы: узнаваемость «лица» («типического своеобразия») произведения, взаимосвязь стилистических примет, результат обработки речевого материала и самовыражения автора.

Автор и традиция. Стиль и традиция внехудожественного словоупотребления. Стиль и традиция художественного словоупотребления. Стиль литературного произведения – узнаваемый тип единой и эстетически целенаправленной упорядоченности (через систему композиционно-речевых форм произведения) фонетических, лексико-синтаксических и т.п. особенностей всех высказываний речевых субъектов, а также функций этих высказываний; общий регулятивный принцип такого рода особенностей высказываний и их композиционных форм в произведении, который осознается на фоне аналогичных художественных явлений и может быть воспроизведен путем подражаний, стилизаций, пародий.

Чужой стиль в литературном произведении. Введение. Способы воспроизведения чужого стиля – подражание или стилизация, пародия или вариация. Выражение чужого стиля и своего отношения к нему (от панегирической оценки до остро полемической). Проблема художественной реакции на чужой стиль у М. Бахтина и Ю. Тынянова. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»: разграничение вариантов «двуголосого слова»: подражания и стилизации, стилизации и пародии. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы. Подражание и стилизация. Необходимость дистанции (пространственно-культурной, историко-культурной, идеологической) для стилизации. Возможность отсутствия дистанции для пародии. Пародия и вариация. Пародия – это пародийная стилизация, а привнесение в воспроизводимый чужой стиль элементов своего собственного или еще одного чужого стиля – переход к вариации.

Проблемы динамики лирических жанров. Канонические жанры: ода, элегия, идиллия, послание, баллада. Неканонические: фрагмент, рассказ в стихах. Идиллия. Ее признаки: замкнутое пространство, общая родовая жизнь, связь с природой, события (рождения, свадьбы, праздники, похороны, труд, еда). Послание. Две пространственные формы жизни: малая (мир дома) и большая. Идиллические мотивы. Разрушение идиллического пространства в послании. Элегия. Переживание невозвратности, необратимости движения времени для человека. Пространственный аспект: уход из идиллического пространства. Послание и элегия – результат разложения жанра идиллии. Баллада: событие встречи между двумя мирами (земным и «потусторонним»). Диалог между персонажами – основная форма контакта между мирами.

Варианты большой формы: эпопея и роман. Теория романа М.М.Бахтина в его противопоставленности эпопее. Три «основные особенности» романа: стилистическая трехмерность, хронотоп незавершенного настоящего и «зона контакта» автора и читателя с этой незавершенной современностью, в которой строится образ героя. «Незавершенное настоящее» - это настоящее как незаконченное для нас движение истории, как момент непрерывного и необратимого, бесконечного временного потока. Стилистическая трехмерность – речевая структура романа, которая характеризуется сочетанием «двуголосого слова» и вообще диалогического взаимоосвещения различных языков и речевых манер. Образ человека в романе и эпопее. «Встреча» двух жанров в одном произведении.

Средние формы: новелла, повесть, рассказ. Канон новеллы и стереотипы повести. Пуант и принцип кумуляции в структуре новеллы. Циклическая сюжетная схема в повести. Асимметричность новеллы и принцип обратной симметрии в повести. Способ рассказывания в повести и новелле. Мир героя и действительность читателя в повести, новелле и притче. Установка на казус в новелле. Серьезное отношение к судьбе героя и к жизни в повести. Притча – источник повести. Повесть и роман в прозе Тургенева: пространство и время, сопоставление сюжетных структур, характер и смысл главного события, доминирующие темы способ рассказывания. Проблема рассказа. Рассказ в сопоставлении с анекдотом и притчей. Рассказ, повесть и роман.

Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Сюжет – художественно целенаправленный ряд поступков персонажей и событий их жизни. Предметное и смысловое (ценностное) в событии. Внешнее (поступки, жесты) и внутреннее (мысли, чувства, мимика) в событии. События либо ведут к цели, либо препятствуют ее достижению (и сточки зрения героя и автора). Цели автора и героя могут не совпадать. Сюжетное событие («необходимое») и «внесюжетное» («могло и не быть»). Варианты последовательности событий: логическая (причинно-временная) и сконструированная (с нарушением логических связей). Способы разграничения сюжета («основной», но неполный) и фабулы (полный, но «избыточный»): 1) Фабула: в жизни (источник – биографический опыт автора, традиция) или «как в жизни» («естественная» последовательность); сюжет: ряд событий в произведении («нарушенная» последовательность). 2) Фабула: «событийная основа» действия, совокупность «связанных» элементов действия или «краткая схема» действия (в пересказе); сюжет: действие «во всей полноте», в сочетании «связанных» и «свободных» элементов. 3) Фабула: «в направлении к полюсу тематического единства завершаемой действительности»; сюжет: «в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения».

Силлабическая система стихосложения. Силлабическая система стихосложения. Предрасположенность к ней языков с фиксированной системой ударений. Гипотеза Б.В.Томашевского о причинах укоренения силлабики на русской почве. Основные размеры русской силлабики. Ее эволюция от Симеона Полоцкого до Антиоха Кантемира. Стихийная тонизация русского силлабического стиха. Кризис силлабического стиха в Петровскую эпоху как следствие омирщения содержания поэзии и изменившейся в связи с этим манеры стиховой декламации.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Силлабо-тоническая система стихосложения – самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным ритмом оказывается метр – «закономерность ритма, обладающая достаточной определенностью, чтобы вызвать а) ожидание ее подтверждения в следующих стихах, б) специфическое переживание «перебоя» при ее нарушении» (А.Н. Колмогоров). В силлаботонике ритмическая инерция правильного чередования сильных и слабых слогов столь велика, что она сама по себе может служить знаком системы, а малейшее ее нарушение немедленно фиксируется и соответствующим образом переживается воспринимающим сознанием. Диалектика теоретического осмысления и поэтической практики в становлении и развитии силлабо-тонического стиха. Господство стопной теории от Тредиаковского – Ломоносова до Белого – Брюсова. Протесты против «стопосложения» (А. Востоков, Н. Надеждин, А. Потебня, П. Голохвастов, В. Чудовский). Сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы) заполняются слогами, имеющими различный статус по линии ударности-безударности: 1)обязательно-ударные, 2) обязательно-безударные и 3) произвольные; при этом абсолютно-обязательные (ударные или безударные) являются константами, а относительно-обязательные – доминантами (М.Гаспаров). Разноприродность двух- и трехсложных метров: первые основаны на урегулировании преимущественно безударных слогов, вторые – ударных. Условность понятия стопы. Роль ритмического зачина (анакрузы). Технология распознания метра (размеров) при помощи скандирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: