«Деревня» вышла в 1910 г. Повесть имела большое кол-во отзывов. Оно взбудоражило всю Россию. В высказываниях не было единства. Многие упрекали его в жестоком реализме. Он рассказал о деревне 10ую часть того, что знает о ней. Он ничего не преувеличил. Горький определил это произ-е как произ-е о России.
Тематическое разнообразие произ-я: 1) тема судьбы рус. деревни и России в целом; 2) тема судьбы рус. людей, тема рус. нац-ного хар-ра; 3) философская тема разрушения красоты, тема поруганной красоты.
М. назвать это произведение историч-ой повестью, но есть элементы и соц.- бытовой повести. Есть новаторские черты в этой повести – повесть мозаичного типа. Своеобразная мозаика историч-их событий, судеб разных людей. Множество сюжетов составляет единое целое. Для произ-я хар-рен новеллистический тип повествования.
В произ-ии 3 части. Каждая часть относительно самостоятельна.
1ая часть посвящается Тихону Красову. 2ая ч. посвящена его брату Кузьме. 3ая ч. – доводится до завершения судьбы др. героев. Временной последовательности чередования нет.
|
|
Историч-ой повесть называется не случайно. Действительно Б. назыв. ряд историч-их событий из прошлого начиная с Киевской Руси. Отдельно м. назвать тему рус. революции и последовавших за ней событий, упоминается и о рус.-япон. войне. Однако подробных хар-тик мы не встретим. О историч-их событиях говорят сами герои, харак-зуя их кратко и высказывая к ним своё отн-е. Без сомнения в нек-ых репликах заметна позиция автора.
Тема рус. судьбы. Главными выразителями черт рус. людей явл. 2 центральных героя – 2 брата. В Тихоне подчёркиваются черты хозяина, чел-а зажиточного. В нём подчёркивается сметливость. После 50 лет он задумывается о будущем. В браке у него нет детей (жена рожала девочек, но они быстро умирали). Кузьма Красов в отличие от своего ст. брата не хозяин. В нём нет этой жестокости, стремления стать богатым. Он тянется к образованию, к куль-ре. Он самоучка. У него пытливый ум и чуткое сердце.
Молодая женщина Авдотья связана и с Кузьмой и с Тихоном. Кузьма относится к ней как к дочери. Она выходит замуж за молодого Дениску Серого. Выходя за него, она окончательно себя губит. Он циник, хам.
Кузьма становится посожженным отцом на свадьбе.
Тема поруганной красоты раскрывается, прежде всего, в образе Молодой.
В произ-ии большое кол-во эпизодич-их героев. «Деревня» с момента её опубликования и до последнего времени вызывала немало споров среди критиков и литературоведов. Для Горького появление «Деревни» было знаменательным событием. Огромное значение Горький видит в том, что в ней выдвинуты на 1ый план самые жгучие проблемы старой рус. жизни.
|
|
Батюшков похвалил Б. за показ «недоразвитости» участников крестьянских бунтов, т.к., по мнению критика, это были только случайные, не организованные вспышки недовольства.
Сам Б. говорил, что его упрекали в незнании деревни. Б. прекрасно знал рус. деревню тех мест, где протекали его детство и юность. Трагичность судьбы крестьянства была для него постоянным источником мучительных раздумий.
5. Нравственно – философ-ое содержание рассказов И. Бунина «Братья», «Г-н из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Роль символич. деталей в раскрытии замысла автора.
В середине 10х годов во время первой мировой войны Б. отходит от рус. темы и становится более философски обобщённой. Б. размышляет о судьбах чел-ва, об общности людей независимо от цивилизации.
События первой мировой войны потрясают Б. Однако, рас-зов на эту тему не много: «Последняя осень», «Последняя весна». Б. задумывается о том, как беззащитен и хрупок мир. Но главная мысль Б. всё-таки наполнена философским смыслом.
К числу лучших насыщенных философ. смыслом относятся след. рассказы: «Братья», «Сны Чанга», «Г-н из Сан-Франциско».
В 10е г. побывал на острове Цейлон и написал рас-з «Братья». Размышляет о смысле чел-кого существования и о гибельности страстей.
Содержит увлечение буддизмом. Один из глав. героев – юноша Рикша, кот-ый после смерти отца продолжает его дело. Б. коснулся природного чел-ка. Они живут, как жили их предки. Отец умирает на закате солнца.
Юноша по-своему красив и молод. Др. сторона жизни юноши связана с любовью. Он влюблён в соседскую девушку. В один из дней она куда-то пропадает. Юноша возит англичанина по Коломбо. Рас-з удивляет, радует чит-ля огромным кол-вом сопутствующих деталей (описание природы, климата), но эта щедрая изобразит-ость не затмевает глав. – страсти. Для юноши гибельной оказыв-ся любовь. В этот день в окне одного из известных домов он увидел свою возлюбленную. Отец продал её в публичное рабство.
Б. не даёт герою способности произносить длинные монологи, автор сам комментирует поведение героя. Герой совершает действие, а автор их объясняет.
Юноша погибает, когда любовь у него отняли.
2ая история – история англичанина, кот-ый прибыл на остров по делам, но болезнь печени, жара заставляет его раньше времени покинуть остров. Не желая дождаться пассажирского судна, напрашивается на рос-кое торговое судно. Он исповедуется капитану корабля. Происходит самораскрытие, он даёт себе суровую харак-ку. Из слов англичанина можно понять, что он гибнет. В нём гибнет чел-к, личность и гибнет из-за страстей (пресыщенность, деньги, власть, насилие над др. людьми). Это страсти ведущие к саморазрушению чел-а.
Рас-з называется «Братья» не случайно. Герои не явл. братьями по крови. Здесь переносный смысл. Они сближены тем, что страсти диктуют для них судьбу. Юноша гибнет в прямом смысле, а англичанин продолжает жить. Он умер в психологическом смысле.
«Г-н из С-Ф» (1915 г) – рас-з-притча.
Глав. герой – 58-летний миллионер из США. У него даже нет имени. Он путешествует с женой и дочерью на пароходе «Атлантида» из США в Италию. У Б. «Атлантида» – своего рода символич-ая модель совр. буржуазного мира и цивилизации. Здесь собраны представители разных классов и слоёв.
С-Ф было названо в честь святого Франциска. Г-н – полная противоположность этому святому.
Б. подчёркивает, что в мире таких людей как г-н из С-Ф цариц скука, пресыщенность, к-ые ведут к утомлённости.
Б. повторяет одни и те же детали. Приём повтора харак-ет мир богатых, где нет ярких чувств, подлинной радости. Постепенно начинает звучать тема надвигающейся смерти. #, внешность г-на – подчёркивается желтоватый цвет лица, голый череп. Тема смерти усиливается, когда мы видим как он собирается к обеду уже в гостинице. Смерть представлена с физиологическими подробностями. Б. как бы касается категории безобразного. В г-не из С-Ф нет ничего духовного. Он, отправляясь в путешествие, не стремится познать мировые ценности. Он хочет насладиться молодыми итальяночками. Заурядность, пошлость распространяется и вокруг г-на из С-Ф. Даже этот чел-к заслуживает почтения после смерти. Умирая он уже не вызывает к себе ни почтения, ни преклонения перед собственным богатством, даже унижения после смерти. Ни хозяин гостиницы, ни капитан корабля не хотят, чтобы окружающие знали о смерти г-на из С-Ф. Его тело отправляется обратно в трюме в ящике из-под содовой.
|
|
Миру г-на противопоставляется мир простых людей (старик Лоренцо живёт в ладу с природой; абруццкие горцы спускаются с горы, радуются солнцу, останавливаются перед изображением Мадонны, к-ая вставлена в виде статуи в Гроте (они и католики, и язычники)).
Произ-е интересно рядом символич. деталей. Океан – грозит бедой, совр. окружающий мир. Символичен образ дьявола в Гибралтарском проливе, к-ый наблюдает за пароходом. Символична фигура молодой пары, к-ые изображают влюблённых (спец. наняты для этого).