Особенности изучения устного народного творчества

Методика сбора фольклорного материала

Устное народное творчество и его виды

О фольклоре

ИК Конференция

Туристско-краеведческие походы и экспедиции

ИК олимпиады и викторины

Олимпиады – соревнования по знаниям по истории населённого пункта, города, края. Олимпиады – в масштабе нп, школы, района, города, области. В основном – письменно.

При подготовке определяется перечень вопросов, тем, литературы. Это конкурс с суммой очков.

Викторины – тоже в виде конкурса но письменно и устно. Вопрос – ответ. Всё зависит от скорости и точности ответа. Обычно викторины предшествуют олимпиадам. Места, призы.

Историческое общество (клуб) учащихся

Это высшая форма школьной краеведческой работы наряду с музеем. Устав, касса, эмблема, форма. Руководители утверждаются на педсовете. Их – несколько. Это учителя по разным дисциплинам. Клуб – имеет разные секции по темам или предметам. Совет клуба: руководитель, пред. Совета, старосты, руководители секций. Могут быть клубы узконаправленные тематические.

Туризм – общее явление мировой культуры. Познавательные интересы переплетаются с интересом выживания и непривычных условий с педагогической и воспитательной работой. Одно дополняет другое. Подготовка – проведение – итоги. Фиксация материала и известий и др. информации. Итоги – на вечерах, слётах, конференциях, в музеях.

Экспедиции – тематические и комплексные. Это перспективно (о слётах, походах, экспедициях).

Научность и строгость. Программа, доклады, ведущий, регламент, специалисты, оргкомитет и президиум (из числа преподавателей и исследователей).

Подготовка. Как этногр экспедиции. Опрос, запись, подготовительная работа среди населения и выяснение. Сказки, песни, фольклор, легенды, частушки, присказки и их особенности.


Изучение фольклора интересно с точки зрения культуры края, этнических особенностей и влияний, сохранения традиционного мировоззрения и представлений, которые возникли в древности в период первобытнообщинного строя, психологии населения.

Фольклор – термин для обозначения всего многообразия устного народного творчества. Фольклор передаётся устно, а также он является плодом коллективного творчества. Фольклорные тексты принято делить на различные жанры, но многие из них существуют без жёсткой жанровой принадлежности и включают в себя признаки нескольких жанров. Существует много попыток классификации и типологизации всего фольклора по жанрам, но все они несовершенны. Часто происходит взаимодействие или диффузия различных жанров. Так древнерусские былины или южнославянские юнацкие песни близки балладам. Лирические бытовые песни могут быть и обрядовыми. Волшебные сказки возникли из мифов, русские исторические песни из былин. В различных этнических традициях наблюдаются жанровые различия. Но есть и общие надэтнические закономерности жанров. Отдельные жанры имеют свои функциональные, структурные и генетические особенности, свой набор сюжетов (сюжетный фонд), круг тем, мотивов, идей, образов, архетипов. Различные жанры выделяются из общей мифологии, дифференцируются, либо угасают и поглощаются другими.

Фольклор возник на основе мифологии в глубокой древности в период первобытности. В фольклорных текстах часто встречаются мифологические образы и архетипы. Само слово миф (мифос - греческое) обозначает предание, сказание. В мифологии разных народов встречаются похожие сюжеты, которые простроены на основании нескольких идей. Мифы о животных, произошедших от людей или наоборот. Эти мифы связаны с тотемическими верованиями. Солярные, лунарные, астральные мифы о происхождении солнца, луны, звёзд. Мифы о происхождении мира, космоса, вселенной (космогонические мифы). Мифы о происхождении человека, о его чудесном рождении (антропогонические). Мифы о сотворении мира богом, творцом, демиургом. Мифы о возникновении мира: из мирового яйца, хаоса, мрака, небытия (идея развития и эволюции мира). О происхождении богов (теогонические). Мифы о происхождении смерти, о загробном мире, о судьбе. Мифы о конце света (эсхатологические). Мифы о «культурном» герое, принёсшем людам знания, культуру, законы. Мифы об умирающем и воскресающем боге, духе, звере связанные с временами года, природными явлениями, сельскохозяйственным циклом. Во многих мифах прослеживается дуализм: добро – зло, свет – тьма, жизнь – смерть, порядок – хаос, распространены также мифы о близнецах (близнечные).

Календарные мифы – в широком смысле сюда входят годовые, солярные, лунарные, суточные, и астральные мифы. В узком – отражающие сезонный цикл. Они очень архаичны, связаны с идеей первотворения, деятельностью бога-творца, и дуалистичны (свет-тьма, жизнь-смерть, рождение-умирание, тепло-холод), Возникли они задолго до появления производящего хозяйства, но развивались особенно при нём. Календарные песни – песни обрядово-магические для переходных дней или праздников. Применялись для достижения удачи в данном сезоне и для удачи в сельском хозяйстве. Календарная словесность возникает на основе мифов: загадки, пословицы, гороскопы, приметы, пророчества и др. Наблюдается антропоморфизация (очеловечивание) или зооморфизация (отождествление с животными) времён суток, года, циклов лет (части тела, животные и др.).

К мифологии относится также эпос, или эпические сказания о героях. Поэтому эпос называют героическим. Эпос возникает в рамках мифологии в период разложения родоплеменного строя, и он мало отличим от мифологии. Другим источником героического эпоса является историческое предание, основанное на некоторых реальных событиях, явлениях, личностях. Герой в архаическом эпосе связан с мифологической традицией, историей всего человечества, он либо первопредок, либо пришёл с неба. Он воюет с хтоническими чудовищами, олицетворяющими зло и хаос, а также несёт людям культуру. В государственный период складываются классические формы эпоса, опирающиеся больше на историческое предание. Происходит демифологизация. Классический эпос опирается на историю, он квазиисторичен, так как в нём фигурируют реальные личности, государства, города, народы, войны, миграции. Мифологический идеал борьбы с чудовищами и демонами отпадает, и уступает место идеал воинской этики и эстетики. Однако, окончательно мифологический пласт эпоса не пропадает. Иногда даже архаические и классические эпические традиции сливаются (рыцарские романы, древнерусские былины, романы об Александре Македонском – «Александрии» или «Алекандриды»). Эпические сказания могут быть в прозе и в поэтической форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: