Рассматривая место науки в культуре современной цивилизации, мы констатировали противоречия и трудности проникновения науки в различные культуры. Тем не менее, стремление к образованию и овладению научными знаниями как никогда велико во всем мире. Без преувеличения можно утверждать, что в культуре современной цивилизации науке принадлежит ведущая роль. Возрастание роли науки в обществе объясняется расширением функций, которые наука стала выполнять. Помимо имманентно присущей науке способности удовлетворять потребности людей в познании природы и общества наука вторгается в самые разнообразные сферы общественной жизни. Технологическое применение науки обеспечивает постоянное совершенствование техники и производственной технологии, наука стала непосредственной производительной силой общества. Благодаря научно-техническому прогрессу преобразуются транспорт и связь, средства массовой коммуникации, а сеть Интернет разрушила все преграды между народами Земли. Наука преобразила быт, медицину, она формулирует обоснованные рекомендации в правотворческой и политической деятельности, в системе управления, участвует в создании крупномасштабных социально-экономических проектов.
|
|
Как элемент культуры наука вырабатывает собственные идеалы научного познания, формирует моральные и профессиональные требования к личности ученого, вырабатывает соответствующие критерии, оценки результатов работы ученых. Но и общество предъявляет науке определенные требования, ставит перед наукой задачи, которые необходимо решать. Поиск путей оптимизации научных исследований, выработка критериев эффективности результатов работы ученых, определение целей, идеалов и норм, места науки в обществе — все это вопросы, которые пытается решать наука в каждый конкретный период ее истории.
Однако рационализация общественной жизни под влиянием науки приводит к далеко не однозначным последствиям. С одной стороны, развитие науки создает условия для наращивания возможностей овладения силами природы и создания условий максимального удовлетворения потребностей человека. С другой стороны, вместе с научным прогрессом возникают противоречия, обусловленные возможными трагическими последствиями для всего человечества. Как отмечает В. Е. Кемеров, «стандартизация и «машинизация» науки фактически блокируют выполнение ею функций по добыче новых знаний, по обновлению деятельных и познавательных способностей людей. Узко понятый практицизм науки вступает в конфликт с широко понимаемой в XX столетии практикой человеческих проблем. В начале XX века выявилась непродуктивность отождествления объекта и вещи, реальности и мира вещей. В сфере научных исследований фиксируются пульсирующие, волнообразные, самоорганизующиеся, прямо не воспроизводимые и не наблюдаемые объекты. Для их обнаружения, «взвешивания», понимания требуются новые экспериментальные методики, новое логическое и философское обеспечение. Возникает необходимость философского обоснования перспектив науки. Прагматическая связь науки и производства также оказывается неэффективной, т.к. не спобствует обновлению организационных форм экономики и промышленности, усиливает тенденции дегуманизации как индустрии, так и науки. Последняя становится производительной силой не сама по себе, но преломляясь через личность работника» (Современный философский словарь. М., 2004. С. 429).
|
|
Однако и эти проблемы не могут быть решены без участия науки. Да и не наука — виновница названных негативных процессов, в конечном счете, все люди планеты ответственны за свой дом, который называется Земля.
7. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-технического прогресса
Техногенная цивилизация возникла в Европе, но ее влияние постоянно возрастало, поскольку колониальные войны, освоение европейцами огромных территорий превратили европейскую цивилизацию в явление глобального характера. Интенсификация культурных и экономических связей обусловили распространение ценностей техногенной цивилизации практически во все страны мира. Научно- техническая революция кардинально изменила технику и технологию материального производства. Тем самым были созданы предпосылки перехода к технологии массового производства высококачественных и недорогих товаров: возникло общество массового потребления, в котором господство производителя сменилось господством потребителя, а экономика предложения — экономикой спроса. Изменился уровень доходов и уклад жизни населения. Вместе с глубокой трансформацией техники и производственной технологии научно-техническая революция создала принципиально новые формы информационных технологий, наукоемкое производство, революционизировала денежные и рыночные системы. Современная компьютерная революция обусловила перемещение основной массы производства в сферу интеллектуального труда и наукоемких производств. Главным богатством современного общества становится человек. Интеллектуальная собственность занимает равное, а иногда и первенствующее положение в системе экономических отношений, обеспечивая не только горизонтальную, но и вертикальную мобильность населения. Тем самым научно- техническая революция радикально изменила характер деятельности людей, их отношений в сфере экономики, сфере потребления и обмена. Реальной силой общественного развития становится культура, которая не менее чем наука обновляет общество с его демократическими институтами, эффективной защитой прав человека как неповторимой и социально ценной индивидуальности («общество массовой индивидуальности»).
Однако научно-техническая революция и особенно ее социальные последствия не оцениваются однозначно положительно, поскольку и современных условиях общество столкнулось с невиданными ранее опасными последствиями НТР глобального масштаба. В самом общем виде отрицательные последствия научно-технического прогресса сводятся к следующему: а) совершенствование и накопление огромного количества средств массового уничтожения людей, а также расползание идерного оружия по всему миру (известен интерес ряда стран «третьего мира», в частности, КНДР, Ирана, Пакистана и других стран к созданию собственного ядерного оружия; б) бездумное «переделывание» природы: поворот русла рек, многочисленные гидроэлектростанции, загрязнение рек и мирового океана, атомные электростанции, эксплуатация которых осуществляется не всегда профессионально, приводят к опасным экологическим последствиям; в) попытки применения на практике научных открытий и внедрения производственных технологий, способных нанести непоправимый ущерб жизни и здоровью всего человечества; г) безудержный рост народонаселения планеты и проблема продовольствия. Использование генной инженерии, последствия которой (продукты питания) до сих пор серьезно не изучались; д) сложности и противоречия техногенной и традиционных цивилизаций, которые чреваты острейшими социальными конфликтами.
|
|
Выход из названных противоречий есть, и он возможен лишь на путях дальнейшего наращивания научно-технического потенциала общества. Преодоление неблагоприятных последствий безудержного наращивания производства В. И. Вернадский связывал с переходом человечества к господству разума, который называл термином «ноосфера». Ноосфера понимается В. И. Вернадским как новое геологическое изменение биосферы, определяемое разумом человечества и предполагает формирование соответствующего мировоззрения. Развитие науки может быть понято лишь из ее ноосферных оснований. В XX веке, — утверждал В. И. Вернадский, — происходит «взрыв научного творчества», не имеющий прецедентов в истории человечества. Наука становится «вселенской», охватывает всю планету. В научную деятельность вовлекаются многие миллионы людей. Наука преодолевает пределы и разграничения государств: «Всякий научный факт, всякое научное наблюдение, где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нем классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышления и научной работы» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 74). «Взрыв научного творчества» В. И. Вернадский рассматривает как «закон природы», подготовленный всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. «Перелом научного понимания Космоса совпадает... с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке» {Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 222). Возникают новые мировоззренческие ориентиры развития культуры и цивилизации. В. И. Вернадский прогнозирует возникновение нового мировоззрения, синтезирующего науку, религию и философию: «Рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ философского и религиозного сознания человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания» (Там же. С. 62).
|
|
Лавинообразный рост научного знания не позволяет осуществлять далеко идущие прогнозы его развития. Сегодня можно лишь констатировать наличие тех стратегий теоретических исследований, которые имеют место в настоящее время. Среди них можно выделить, в частности, сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания; принцип универсального эволюционизма как предпосылку формирования единой картины мира, на основе возможности объединения научных представлений о трех основных сферах бытия: неживой и живой природы и общества. Тенденция к преодолению разобщенности различных научных дисциплин опирается как на общую теорию систем, так и на теории, характеризующие качественно разнородные системы (кибернетика, семиотика, теория игр, синергетика). «Новые образы познания и реальности» формируются под влиянием методологических возможностей синергетики и виртуалистики {Микешина J1. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997).
Синергетика — наука об общих принципах и закономерностях самоорганизации разнообразных систем: физических, химических, экономических, социальных и т. д. Ее основные положения базируются на отказе от идеализации закрытых систем и на признании того факта, что подавляющее большинство систем являются открытыми, осуществляющими обмен веществом, информацией и энергией с окружающим миром и находящимися в состоянии неравновесности. В числе закономерностей, в частности, указываются следующие: закономерности возникновения упорядоченных структур в сложных системах, далеких от равновесного состояния; переход одного состояния в другое, осуществляемый вблизи особых состояний — точек бифуркции, когда система становится Неустойчивой и под влиянием незначительных воздействий она может резко изменить свое состояние; идея предцетерминированности появления новой системы, согласно которой направление эволюции системы определяется особыми состояниями - аттракторами, являющимися прообразами будущей системы и «стягивающими» все процессы к названному направлению; идея возникновения порядка из хаоса, под которым понимается некая сверхсложная упорядоченность, существующая потенциально и проявляющаяся в огромном многообразии упорядоченных структур, чем сложнее система, тем более она неустойчива, тем больше подвержена флуктуациям, в результате которых система может разрушаться. Синергетика устанавливает зависимость сложности и устойчивости системы: В науке пересматривается представление о роли случайности и процессе возникновения принципиально новой системы из детерминированного (или динамического) хаоса, «переоткрытие времени», окончательно преодолевшее традиционное представление о времени как геометрическом параметре, не имеющем качественных различий от пространственных координат. «Стрела времени» (по Пригожину) означает необратимость и качественное своеобразие времени, поскольку оно неразрывно связано с бесконечным количеством случайных факторов, которые никогда невозможно воспроизвести в полном объеме. Синергетика показывает, как механизмы эволюции природы, ведут к образованию все более сложных систем, к новому уровню глобальной эволюции — к возникновению разума. Человек ответственен ia все, что происходит во Вселенной.
Синтез научных дисциплин направлен на решение глобальных проблем: информатики, экологии, биотехнологии, биомедицины, программ поисков источников энергии и др. Каждая из названных проблем является источником глубочайших преобразований в жизни личности и общества. В частности, кибернетика (с греч. «искусство управления) — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации. Теоретическое ядро кибернетики — теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, теория оптимального управления, теория распознавания образов и др. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем автоматизации умственного труда. Ее детище — электронная вычислительная техника, ее последствия — киберпространство, киберкультура, формирование которых активно завершается в современном мире. Термином «киберкультура» обозначаются радикальные изменения в ментальном и сенсорном опыте человека, обусловленные глобальной экспансией новых информационных технологий. Качественный скачок от аналоговых к цифровым моделям передачи информации совершил революционный переворот в судьбах цивилизации и культуры. Создание Интернета погружает его пользователей в виртуальную реальность, где не играют никакой роли возрастные, расовые, национальные, половые, профессиональные и иные особенности личности, поскольку любые статусные позиции участников коммуникации могут произвольно меняться, так что идентифицировать себя с обозначенными в Интернете позициями совершенно не обязательно. Изменился характер коммуникации: виртуальная реальность отменяет иерархическую упорядоченность предшествующих типов коммуникации. В пределах сети Интернет исчезают расстояния, изменяется среда, а властные стратегии доминирования, претендовавшие на управление и организацию жизни людей, их ценностные ориентации, утрачивают силу. Тенденции развития информационной цивилизации рисуются учеными и философами неоднозначно. Ряд исследователей видят в информационной революции «ноолитиче- скую» революцию, синтезирующую человечество и его деятельность в «ноосферу». Другие опасаются расширения возможностей тотального контроля над людьми, угрозой атрофирования способности человека руководствоваться собственным разумом, реальной возможности вживления микросхем в мозг человека и превращения его в киборга и т. д.