Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. 29 дек. 1825 г. началось восстание Черниг-го полка, дислоцированного в районе г

29 дек. 1825 г. началось восстание Черниг-го полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол. Оно началось когда было известно о разгроме восстания в СПб, а еще ранее (13 декабря) были арестованы руководители Южного общества П.И. Пестель и А.И. Юшневский.

Восст. началось в с.Трилесы. Отсюда С. Муравьев-Апостол направился в Васильков. С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин заранее составили революционный "Катехизис", предназначенный для распространения в войске и в народе.

Одновременно к району восстания стягивались крупные силы верных правительству войск. Общее командование этой операцией НI поручил своему брату Косте. 3 янв. 1826 г. при подходе к Трилесам полк Мур-Апост. был встречен отрядом правительственных войск и расстрелян картечью, а самого М-А ранили и отправили в кандалах в СПб.

После подавления восстания в СПб и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек, всего по "делу" дек-ов проходило 579 чел.

Полгода работала Следственная комиссия в СПб, в Белой Церкви и при некоторых полках. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 предан Верховному уг-му суду (всего же всеми судами осуждено 173 человека). Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский) были поставлены "вне разрядов" и приговорены "к смертной казни четвертованием", замененной повешением. Остальные распределены по степени вины на 11 разрядов. 31 чел.1-го разряда был приговорен "к смерт.казни отсеч. головы"= бессрочная каторга, 37 - к различным срокам каторжных работ, 19 - к ссылке в Сибирь, 9 офицеров разжалованы в солдаты. Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили ок.180 чел. к наказанию шпицрутенами, остальных сформировали в полк и отправили на Кавказ.

Первое революционное выступление в Р. произвело глубокое впечатление на правящие круги Р, в первую очередь на самого НI.

Сосланные на каторгу и в ссылку декабристы не изменили своим убеждениям; всегда были в курсе всех общ-пол. событий как в Р, так и за рубежом. Велик был их вклад в развитие просвещения и культуры в целом русского и частью нерусских народов Сибири.

16.П.Я.Чаадаев и его «Философические письма».

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – русский философ и публицист. Родился 7 июня 1794 г. в зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по мат.линии внук историка М. М. Щербатова. Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать в 1797. Воспитывала его старая дева, княжна Анна Щербатова. В 1807—1811 гг учился в Моск. универе, дружил с Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным, А. С. Пушкиным. По окончанию Моск. универа поступает в лейб-гвардии Семеновский полк. Во время войны 1812 года получил крест за храбрость. В 1820-м г. был отставлен А1 из-за опоздания с вестью о мятеже в Семеновском полку, где изнурял муштрой солдат командир полка Шварц, назначенный самим А1. Так начинается его свободная жизнь→вступил в тайное общество→уезжает из страны (1823г.) →после 6 мес. как подавили восст. декабристов Чаадаев возвращ-ся → затворяется, не появляется в свете. Затворничество продлится до 1830 года. В этот период начал писать. Вокруг стареющего красавца всегда собирался дамский кружок. Свое «Философическое письмо» Чаадаев адресовал Екатерине Пановой, одной из «зачарованных женщин» его кружка. Это был ответ на ее послание. В письме Чаадаев объяснял, что высокая религиозность печально разнится от той душной атмосферы, в которой мы живем, всегда жили и будем жить м/у З. и В., не усвоив до конца обычаев ни того ни другого. В нашей крови есть нечто, препятствующее всякому истинному прогрессу. У нас не существует внутреннего развития, естественного прогресса. Далее следовало совсем ужасное – он обвинял православие, писал о том, что мы приняли христианство от безнадежно устаревшей Византии, которую уже презирали в то время другие народы. И так далее, вплоть до конечного приговора – Р. не имеет ни прошлого, ни будущего…

Письмо для него стало удобной лит-й формой. Впоследствии он снова ею воспользовался: написал новые философические письма, обращенные к даме (всего их собралось восемь). В 1836 году письма уже были написаны, Надеждин предложил Чаадаеву напечатать в журнале «Телескоп», Чаадаев согласился. Письмо это Надеждин напечатал. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837) осталась неопубликованной при жизни мыслителя. В ней, говоря о Р, Чаадаев утверждал, что «…мы призваны решить большую часть проблем социального порядка… ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

После Крымской войны, не видя улучшения в положении Р, думал о самоубийстве.

Умер 14 апреля 1856 г. от воспаления легких, похоронен на Донском кладбище в Москве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: