ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Золотое блюдо из Угарита. XIV в. до н. э.
Богиня плодородия, кормящая козлов. Резьба по слоновой кости. Угарит. XIV в. до н. э.
реговая полоса современного Ливана и Сирии) развивалось параллельно со становлением мощной вавилоно-ассирийской культуры Древнего Двуречья и в значительной степени взаимодействовало с нею. В широком смысле Ф. и. входит в вавилоно-ассирийскую культуру как одна из самобытных локальных культур. Уже во II тыс. до н. э. Финикия была конгломератом крупных городов-государств (Сидон, Тир, Библ), находившихся под владычеством Египта, что, однако, не мешало им поддерживать дипломатические, торговые и культурные связи с Месопотамией. В конце XIII в. до н. э. на территории Финикии, добившейся независимости, возникло объединенное Тиро-Сидонское царство, вошедшее в военно-политический союз с Израильско-Иудейской державой.
Позднее, с утратой лидерства Тира и обретением городами Финикии самостоятельности, началось завоевание Центрального и Западного Средиземноморья, и все финикийские колонии вошли в состав Карфагенской державы (ок. VII в. до н. э.). Два века войн с ассирийцами завершились разрушением или захватом крупнейших финикийских городов, а после падения Ассирии (605 г. до н. э.) Финикия стала объектом соперничества между Нововавилонским царством и Египтом. В VI—IV вв. до н. а Финикия входила в состав государства Ахеменидов, а затем, после греко-персидских войн, находилась з составе империи Александра Македонского. С се-
|
|
редины III в. до н. э. культура Финикии переживает процесс интенсивной эллинизации; одновременно ее целостность сменилась возникновением отдельных финикийских колоний, тираний; на Кипре существовало Греко-Финикийское государство (II—I вв. до н. э.). Завершение самостоятельной истории Финикии ознаменовано ее слиянием с Сирией.
Ф. и. представляет собой такое историческое направление в художественной культуре Древнего Востока, для которого типично естественное соприкосновение и взаимодействие с художественными традициями других стран и племен. В архитектуре Финикии преломлялись египетские и хеттские черты, однако финикийские зодчие первыми освоили применение бетона в строительстве. К числу древнейших памятников Ф. и. относится т. н. храм Обелисков в Библе (начало II тыс. до н. а.), построенный из необработанных каменных монолитов. Влияние искусства хеттов проявилось в возведении построек типа бит-хилани. По библейским свидетельствам, в храмовом декоре широко использовались бронзовые украшения и кедр: святилища представляли собой гигантские обелиски, строившиеся под открытым небом, по своей композиции не связанные с общепринятым на соседних территориях типом зиккурата. К концу I тыс. до н. а стали строиться святилища и храмы эллинистического типа, прямоугольные, с фронтонами и статуями внутри. Своеобразие финикийского зодчества свя-