Расчет факторов, влияющих на рентабельность товарной продукции

Анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции

Вид изделий Средняя цена реализации, тыс. р. Себестоимость единицы продукции, тыс. р. Уровень рентабельности, % Отклонение от прогноза, пунктов
по прогнозу фактически по прогнозу фактически по прогнозу (гр.1 -гр.З)/ гр.3 при фактических ценах и прогнозной себестоимости (гр.1 – гр.3)/ гр.3 фактически [(гр.2 - гр.4: : гр.4] х 100 Всего (гр.7-гр.5) в том числе за счет
        цены (гр.6--гр.5) себестоимости (гр.7- гр.6)
А           38,5 15,5 +0,5 +23,5 -23,0
В         17,1 35,5 18,4 +1,3 +18,4 -17,1
С           6,1 18,3 +0,3 -11,9 +12,2
                       

Табл. 2.14.

Исходная информация

Показатели рентабельности произведенной пародукции Произведенная продукция в отчетных отпускных ценах, тыс.р. Себестоимость произведенной продукции, тыс.р. Рентабельность продукции, % Факторы изменения рентабельности
структура продукции Отпускные цены на продукцию Уровень затрат
А            
1. По плану     18,0 П* П П
2. По плану на фактический выпуск и ассортимент     18,5 Ф** П П
3. Фактически при плановых ценах на продукцию     19,5 Ф П П
4. Фактически     20,0 Ф Ф Ф

П* - плановый уровень факторного показателя.

Ф** - фактический уровень факторного показателя

Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.15.

Табл. 2.15.

Факторы изменения уровня рентабельности Расчет Уровень влияния, процентные пункты
1. Структура произведенной продукции 18,5 - 18 +0,5
2. Уровень затрат (себестоимости) 19,5-18,5 + 1,0
3. Отпускные цены на продукцию 20 – 19,5 + 0,5
Итого 20-18 + 2

Информация табл. 2.15 показывает, что все факторы, за исключением уровня себестоимости, оказали положительное влияние на уровень рентабельности. Следовательно, предприятию необходимо добиваться снижения себестоимости продукции.

Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, так как время реализации и производства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть произведенной в отчетном периоде.

Целесообразно рассчитать изменение уровня рентабельности реализованной продукции за счет влияния следующих факторов:

Ø изменения структуры продукции;

Ø изменения себестоимости продукции;

Ø изменения отпускных цен на продукцию.

Для расчета этих факторов привлекается исходная информация, приведенная в табл. 2.16, составленной по данным табл. 2.5 и дополнительных расчетов.

Таблица 2.16.

Вспомогательная таблица для анализа рентабельности реализованной продукции

Рентабельность реализованной продукции Расчет показателей Уровень показателей, %
1. По плану 26,9
2. По плану на фактически реализованную продукцию 26,9
3. Фактически при плановых ценах реализации 26,8
4. Фактически 26,9

Уровень влияния факторов на изменение рентабельности произведенной продукции рассчитан в табл. 2.17.

Табл.2.17

Расчёт факторов, повлиявших на изменение уровня рентабельности реализованной
продукции

Факторы изменения уровня рентабельности Расчет Уровень влияния, процентные пункты
1. Структура реализованной продукции 26,9-26,9 -
2. Себестоимость реализованной продукции 26,8-26,9 -0,1
3. Отпускные (продажные) цены на продукцию 26,9-26,8 + 0,1
Итого 26,9-26,9 -

Как показывают данные табл. 2.17, рост себестоимости реализованной продукции обусловил снижение рентабельности реализованной продукции на 0,03 пункта, а повышение продажных цен - рост рентабельности на 0,04 пункта. В целом изменение уровня рентабельности реализованной продукции незначительно, но уровень рентабельности достаточно высокий.

Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.

Тема: «Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль»»

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: