Экономические воззрения А.К. Шторха

Экономические воззрения Н.С. Мордвинова

отстаивал неприкосновенность крепостного права, защищая право продажи крепостных без земли. Единственным способом уничтожения крепостного права он считал выкуп крестьянами личной свободы, но без земли и за очень высокую по тем временам цену. был убежден, что истинное просвещение и богатство возможны только в свободной стране. занимался также вопросами денежного обраще­ния, госбюджета, создания и деятельности банков; теоретически обосновал необходимость девальвации рубля и подготовил де­нежную реформу 1839-1843 гг. Развитию банковского дела по­священа его работа «Рассуждения о пользах, могущих последо­вать от учреждения частных по губерниям банков» (1816). На источники богатства Н. С. Мордвинов смотрел шире, чем многие из современников: «Только просвещение – начало на­родного богатства. Не руки человека дают плодородие земле, не ими процветают художества, торговля, промышленность; не ими умножаются и взрастают денежные капиталы; ум и наука суть ис­тинные орудия богатства».

Был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности, теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей» Он упрекал А. Смита за то, что тот ограничил политэко­номию только изучением богатства (т. е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т. е. внутренние блага). Исход­ной точкой разработанной А. Шторхом теории цивилизации была теория полезности. Источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растет и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единст­венным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов. был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством, противоречащим естественным за­конам. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в чело­веке свободное существо, движимое своей собственной волей» не удовлетворялся чисто экономической крити­кой крепостного права, привлекая к этой критике весь аппарат своей теории цивилизации. По его мнению, крепостное право от­рицательно влияет не только на рост материального богатства, но и на развитие внутренних благ, знаний и наук. Кроме того, рабст­во оказывает развращающее влияние на нравы как господ, так и рабов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: