Экономические воззрения Вернадского
Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в семье небогатых дворян Черниговской губернии
В области политэкономии И. Вернадский примыкал к англ классикам и школе Ж. Б. Сэя. Он был последовательным сторонником так называемой «манчестерской школы» в экон политике, основное положение которой требовало полного невмешательства гос-ва в хоз жизнь и распр принципов свободной конкуренции на все стороны хоз деят-ти, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.
И. Вернадский был активным противником крепостничества, выступал против проектов освобождения крестьян посредством высоких выкупных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию.
И. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, поскольку капитал сам является «накопленным трудом» и предъявляет претензию на часть созданной стоимости только по праву «владения.
Всю мир экон науку, начиная с др времен, он предлагал делить на два больших направления – положительное и отрицательное. Первое вкл тех, кто считает, что эк развитие зависит от положительной, т. е. активной роли гос-ва (сторонники меркантилизма, протекционизма и социализма). Второе, напротив, рекомендует полаг на естественные законы развития и отрицает вмешательство гос-ва в экономику.
|
|
Маржинальная революция - переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления » в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являютсяАльфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы;Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характеренотказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Сущность маржиналистской революции. Во-первых, осуществился переворот в методах анализа. А именно: а) центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; б) в качестве исходного момента для экономической теории принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов (в отличие от в неличностной трактовки в предшествующих теориях); в экономическую науку был впервые внесен принцип предельности. Классическая наука обычно использовала средние величины, так как считалось, что именно они показывают закономерности. Однако маржиналисты пришли к выводу о том, что существенные закономерности отражают не средние, а предельные величины. Возник предельный анализ. Во-вторых, существенно изменилась постановка задач. Классики акцентировали внимание на динамических задачах (экономический рост, увеличение общественного богатства). Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая функция.
|
|
41. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена»
Основные школы: 1.Австрийская школа; 2. Американская; 3. Лозаннская школа.
Г.Г. Госсен – немецкий юрист, экономист. Госсен считал, что человек стремится к получению максимизации полезности и его учения состоят в разработке основных математических принципов «Теории предельной полезности». В 1854г. Госсен опубликовал свою книгу «Эволюция законов человеческого взаимодействия, в котором сформулировал законы, которые действуют и сейчас».
1 закон. Желаемость данного блага убывает по мере увлечения наличия данного блага.
2 закон. Рациональное потребление устанавливается при равенстве предельной совокупности потребительских благ.
Ж.Дюпюи – инженер, экономист. Основное его направление исследование ценового излишка – это денежное измерение, дохода предприятий полученного в результате реализации единицы товара при не изменении цены.
42.К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», экономических благах и их стоимости
Разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, К.Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
Между тем предложенная К.Менгером теория стоимости (ценности), представляет собой тупиковый вариант определения истинной цены товаров (благ).
43.Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономической жизни
Блага высшего порядка рассматриваются К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя». Блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных отношениях друг к другу...» Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующее комплиментарные количества благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией
|
|
44.«Теория ожидания» О. Бём-Баверка
Нашумевшая «теория ожидания» О.Бем-Баверк целиком опирается на характерные для «австрийской школы» принципы субъективизма, выдвинув в рамках этой теории положение о происхождении процента на капитал как о процессе ожидания, т.е. когда «будущее благо» превратится в «настоящее благо».
45.Принцип убывающей полезности в примере О. Бём-Баверка о хозяйстве одинокого поселенца
О.Бем-Баверком приводится абстрактный пример о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося, в потреблении человека блага.
В этом примере, ставшем в буквальном смысле слова хрестоматийным, речь идет об одиноком поселенце, избушка которого изолирована от остального мира первобытным лесом, и о том, как этот поселенец рассчитывает употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй — чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий — чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый — «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый — чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать». Резюме О.Бем-Баверка по этому примеру почти такое же, как у его учителя К.Менгера, — чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих, равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот.
46. Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка
Резюме О.Бем-Баверка определения суммарной полезности в том, чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше «при прочих, равных условиях» ценность отдельной их единицы, и наоборот. Но важно при этом уточнение автора «Основ» о том, что обладание пятью мешками не Кроме того, здесь, вероятно, уместна еще одна обобщающая фраза ученого: «Простой человек применял учение о предельной пользе на практике гораздо раньше, чем формулировала это учение политическая экономия»
|
|
По мнению Ф.Визера, этот способ неприемлем. Им предлагается простое умножение предельной полезности блага на количество однородных благ, что принято называть мультипликативным способом - определения суммарной полезности. Его аргументация в пользу названного способа такова: «...основной закон исчисления пользы гласит, что все единицы запаса (части, шутки) оцениваются соразмерно предельной полезности. Этот закон мы будем называть законом предельной полезности или, еще короче, предельным законом.