Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Список рекомендуемой литературы
Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS. 1994. Т.П. Вып.4.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.
Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.
Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Зима 1993. T.I. Вып. 1.
Самуэльсон П. Принцип максимизации в экономическом анализе//THESIS. Зима 1993. Т, I. Вып. 1.
Селигмен Бен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4.
Раздел первый
Изучив эту тему, вы будете знать:
· что истоки экономической пауки следует искать в дошедших до нас памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока и античного рабства;
· почему выразители экономических идей и воззрений древнего мира и средневековья осуждали крупные торговые и ростовщические операции;
|
|
· какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функций, разделения труда и богатства, ссудного процента и торговой прибыли, законов обмена и «справедливых цен».
В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке — в колыбели мировой цивилизации.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились псе более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.
Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.