Диагностика психических состояний 5 страница

Наконец, коснемся сиреневого цвета или цвета лаванды. Этот цвет нередко используется при изображении таких форм, которые напоминают языки пламени и исходят от неких мифологических существ. Данный цвет, как правило, символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания. К положительным аспектам сиреневого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Этот цвет может также передавать опыт нового рождения. Сиреневый цвет является результатом соединения голубого цвета — Цвета положительного материнства с розовым — цветом сублимированной сексуальности. Сливаясь, они производят сиреневый цвет.

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встречается в мандалах тех лиц. которые страдают бронхиальной астмой и Другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении Похожего бледно-го-

-74-

лубого цвета бывают младенцы, перенесшие асфиксию, и губы страдающих одышкой больных. Таким образом, сиреневый цвет определенным образом связан с дыханием. Когда он присутствует в мандале проходящих LSD-терапию пациентов, это может указывать на возникновение у них проблем с дыханием в ходе сессий с использованием LSD.

Я бы также хотела обратить внимание на связь сиреневого цвета с религиозными и мистическими переживаниями. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духовного опыта.

Особым смыслом в изображениях мандалы обладают радужные переливы или множество цветов, расположенных в определенной последовательности. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Однако те же изображения, в случае, если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное расположение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера. Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предполагая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности.

Больные шизофренией часто используют цвета таким образом, что их рисунки вызывают ощущение дезинтеграции. Изображения радуги в этом случае имеют негативное содержание, указывая на распад личности. Аналогичное значение могут иметь изображения радуги в рисунках пациентов с пограничными расстройствами.

Наличие у пациента конфликтных отношений с родителями психотерапевт может определить потому, какие цвета использует пациент при создании мандалы. Так, например, если у женщины имеются напряженные отношения с матерью, она может при создании своей мандалы вначале использовать темно-синий цвет. Когда же ей удастся установить хорошие отношения с женщиной-психотерапевтом, в ее мандалах может появиться небесно-голубой цвет, указывающий на положительный опыт общения со значимым для нее лицом женского пола. Аналогичный процесс будет характерен для мужчины, который при создании своей первой мандалы использовал грязно-желтый цвет, указывающий на неразрешенный конфликт в его отношениях с отцом.

- 75-

В ходе психотерапии, проводимой мужчиной, выступающим для пациента в качестве примера хорошего отца, такой пациент постепенно начнет использовать ярко-желтый цвет, указывающий на установление новых, положительных отношений с родительской фигурой, каковой является психотерапевт.

Значение формы в мандалах

Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке. Если, например, изображение в центре мандалы имеет вид эмбриона или чем-то его напоминает, это может указывать на неспособность человека справляться со стрессом. Напоминающую эмбрион форму часто можно увидеть в центре мандал, созданных алкоголиками, что отражает их повышенную ранимость и слабохарактерность.

Следует учесть, что изображения эмбриона в мандалах предполагают извилистые линии. Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилистых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка — женственности. Пятиконечная звезда в середине мандалы — признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указывать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона — об уязвимости и слабости.

Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианскую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор рисунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Расположенный в середине мандалы квадрат может соответствовать в воображении пациента саду или двору. В этом случае следует спросить, является ли он открытым или закрытым. Если «вход» во

-76-

Диагностика в арт-терапии

«двор» или «сад» закрыт, возможно, что автор рисунка переживает состояние стресса. В эзотерической традиции квадрат или куб являются обозначением земли и физического пространства. Если изображен оранжевый квадрат, автор рисунка, возможно, в жизни пытается сопротивляться давлению, которое оказывается на него извне, со стороны социальных авторитетов. Если же у квадрата есть «вход» или «выход», его можно расценивать как дверь или ворота, через которые проходит энергия.

Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если треугольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стремления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения. Сочетание треугольника, направленного вершиной вверх, с треугольником, направленным вершиной вниз, формирует звезду Давида, сочетающую в себе созидательное начало с разрушительным.

Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком. В случае отсутствия такой границы можно предполагать утрату психической целостности, поскольку мандала характеризует «я» ее автора: при этом то, что находится вне круга, ассоциируется с внешней по отношению к личности средой. Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать наличие паранойяльной настроенности или стремление защитить хрупкое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.

Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельствует о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В сочетании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.

Оценивая состояние автора мандалы, обратите внимание на размер ее центра. Если он невелик, у автора можно предположить сниженную самооценку. Если же центр вовсе отсутствует, тогда не исключено что вся мандала характеризует Эго автора. Если вся мандала раскрашена ярко-оранжевым или желтым цветом, высока вероятность инфляции, это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза.

- 77 -

В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета. Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует. Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой, можно предполагать наличие очень сильного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщины. Если же мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользуется в основном зеленым и синим цветами, можно предполагать, что его мужские качества недостаточно проявлены и что он слишком пассивен.

Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем меняться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на материале всего нескольких мандал, — определить, каково состояние человека в данный момент, допуская при этом, что через некоторое время оно может слать другим. Было бы ошибочным на основе анализа мандал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как нечто неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии

Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией*

Основой для написания данного раздела послужила совместная работа авторов на базе Мэрилендского центра психиатрических исследований в г. Катонсвилле, штат Мэриленд. Клиентка проходила краткосрочную интенсивную индивидуальную психотерапию у Хелен Бон-

* Хелен Бонни и Джоанна Келлогг

-78-

ни — музыкального терапевта, — предлагавшей клиентке в конце почти всех сессий нарисовать мандалу. После этого, без какой-либо иной сопроводительной информации, за исключением даты исследования и пола клиентки, рисунки отсылались Джоанне Келлогг с целью их интерпретации. Джоанна Келлогг и Хелен Бонни в течение психотерапевтического процесса ни разу не обсуждали материал совместно.

25-летняя клиентка по имени Черил проходила психотерапию с использованием техники под названием «направленная визуализация и музыка» (НВМ). В ходе сессий, продолжавшихся от одного до двух часов, после периода релаксации клиентке предлагалась для прослушивания определенная музыка, эффективность которой в плане фасилитации тех или иных переживаний была определена на основе тестирования.

При прохождении НВМ-процедур у клиентки происходило формирование потока ярких, образных представлений, которая она затем описывала. Данные образные представления, в свою очередь, являются составной частью психотерапевтической интервенции. Было обнаружено, что рисование мандал в конце сессий является полезным по целому ряду причин. Так как мандалы для своего создания требовали значительной концентрации, они давали клиентке возможность успокоиться после периода, наполненного подчас очень сильными переживаниями. Кроме того, она могла передать связанные с музыкой переживания и образы на бумаге.

В данном описании мы постараемся показать, насколько богатую, глубокую и точную информацию может содержать мандала. Есть веские основания считать, что она является не только ценным диагностическим инструментом, но и средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта. В некоторых случаях мандала даже может являться основой для прогнозирования дальнейших изменений в состоянии клиента и построения психотерапевтического процесса.

Клиентка — миловидная молодая женщина — обратилась за психотерапевтической помощью по настоянию своего мужа — безработного музыканта, посетившего несколько тренингов, проводимых Институтом сознания и музыки. Черил имела степень бакалавра и проходила последипломную подготовку в области сценического искусства. Однако в тот период, о котором идет речь, она работала совсем в другой сфере Она жаловалась на сильную тревогу, чувство вины и различ-

- 79-

ные социальные фобии. Она ощущала свою несостоятельность, затруднялась в принятии решений, испытывала резкие смены настроения и ночные страхи и считала себя фригидной.

В данном описании приводится четыре из 17 созданных Черил мандал. Выбор именно этих четырех мандал был в определенной степени продиктован ограничениями, которые свойственны черно-белым репродукциям. Нам пришлось отобрать рисунки, на которых основные элементы изображения «читались» лучше всего.

В ходе восьмой НВМ-сессии Черил не слушала музыку, а в течение двух, часов рассказывала о своих переживаниях. Черил, в частности, много говорила о том, что ее больная мать ставит свою болезнь ей в вину и постоянно придирается к ней. Хотя Черил знала, что она не виновата в болезни матери, она все равно испытывала чувство вины. Более того, всякий раз, когда те, с кем она общается, не получали того, что они хотели, она винила в этом себя. В ходе большинства сессий она плакала, но когда психотерапевт пыталась проявить к ней искреннее сочувствие, Черил замыкалась. Однажды она сказала, что не заслуживает сочувствия со стороны окружающих, хотя и нуждается в нем. В ходе этой сессии Черил впервые заговорила о своем детстве. На следующую сессию она принесла своего рода письменный отчет о своих мыслях и переживаниях: «Проявления сочувствия со стороны Хелен и мое отстранение спровоцировали оживление неприятных воспоминаний о детстве... Я разозлилась на Хелен, на свою мать, просто разозлилась... когда я села рисовать мандалу... мне показалось, что все цвета такие некрасивые, но мне было приятно рисовать ими... я хотела наказать Хелен, рисуя такую некрасивую мандалу... я словно пыталась неприятно удивить ее и саму себя... и от этого мне стало хорошо... Наиболее значимым результатом психотерапии явилось то, что я стала прислушиваться к себе... Чем больше я погружалась в свой внутренний мир, тем более уверенно я себя чувствовала... Мне было плохо... оттого что я не могла наказать Хелен, что я очень высоко ценю ее искреннее сочувствие ко мне... Отвергнув ее помощь, я почувствовала, что она тоже очень ранима... и я словно ее за это наказала».

Арт-терапевт представила следующий комментарий к выполненной Черил в тот момент мандале (рис. 15): «Данный рисунок хорошо отражает (благодаря использованию телесного цвета) озабоченность Клиентки своим соматическим состоянием и (черный цвет) проблемой

-80-

Рис. 15. Черил рисунок № 1.

смерти/бессмертия и беззащитности перед смертью. Общий характер изображения указывает на потребность в защите и склонность к эмоциональной зависимости (судя по тому, что черная паутина выходит за пределы круга). Синий цвет, в силу того, что он занимает центр мандалы и присутствует в других ее частях, указывает на значимость материнской фигуры психотерапевта. Клиентка готова доверять психотерапевту. Клиентка словно говорит: «Я разрешаю тебе приблизиться ко мне; ты видишь, как я напугана. Выведи меня, пожалуйста, из этой западни». Клиентка также использует большое количество серого цвета, который часто является признаком чувства вины, ощущения собственной загрязненности и раскаяния».

В ходе десятой сессии Черил сообщила психотерапевту о том, что обнаружила в груди уплотнение и что смерть призывает ее к себе. Она также добавила, что ей нравится, что с ней происходит нечто очень важное. Слушая музыку Скрябина, Черил испытывала сильное чувство вины, связанное с воспоминаниями о тех моментах, когда она остро ощущала связь сексуальных переживаний с переживанием смерти. Она также ощущала боль в животе и тошноту вспоминая о добрачной половой связи со

- 81-

своим мужем. Она вспоминала про один фильм, в котором, утопая, пара занималась сексом; она сказала: «Я рыдала, когда смотрела эту сцену. Сцена жизни сменялась сценой смерти». Другой возникший у нее в процессе прослушивания музыки образ еще явственнее указывал на ее страх перед возможным раковым заболеванием и операцией. Однако прежде чем сессия закончилась, Черил позволила психотерапевту успокоить ее: психотерапевт накрыла Черил одеялом и включила кассету с записью медитативной музыки. Рассказывая о переживании физического и эмоционального тепла, Черил отметила, что раньше она «любила это, но не позволяла себе этим насладиться». Сейчас же она, наконец, позволила себе испытать чувство глубокой удовлетворенности от этого.

Рис. 16. Черил рисунок № 2

Созданная в конце этой сессии мандала (рис. 16) получила следующую трактовку арт-терапевта: «Это очень интересное изображение; оно состоит лишь из белого круга, который окружен красным. Думаю, оно передает идею небытия — небытия, вызывающего ощущение комфорта в силу наличия этого красного, внешнего круга. Есть основания считать, что клиентка сильно озабочена состоянием своего здоровья. В настоя-

-82-

идее время, поскольку никакого серьезного заболевания у нее, по-видимому, нет, она, скорее всего, пытается справиться со страхом смерти, что означает формирование определенной философской позиции, позволяющей как-то объяснить физическую смерть. В то же время это тесно связано с философским объяснением жизни. Она так старалась уклониться от жизни, используя для этого свое тело! Она пыталась сделать его источником физического неблагополучия, которое воспрепятствовало бы изменениям, ведущим к более полноценной и полнокровной жизни — жизни, которая разительно отличается от ее жизни в настоящий момент»

Черил стоило больших усилий решить, стоит ли ей согласиться с предложением хирурга удалить образовавшуюся у нее кисту молочной железы как можно раньше. Она ждала, что скажет врач психиатрического центра. Поговорив с ним, она поняла, что восприняла кисту как наказание за успешную психотерапию и свое желание иметь ребенка. Эта мысль способствовала снятию психического напряжения и помогла ей, наконец, принять решение относительно операции. После того как она договорилась с хирургом об очередной встрече, киста стала быстро уменьшаться в размерах и необходимость в ее удалении отпала.

Тринадцатая НВМ-сессия завершила цепь вышеописанных событий и вызвала у Черил ряд образов, которые можно назвать образами субличностей (Assagioli, 1965). Говоря о них, Черил (являющаяся представительницей европеоидной расы) сказала, что она увидела свое «старое Я» в черном цвете, а «новое Я» — в белом. Когда Черил оплакивала свое старое, умирающее «Я», психотерапевт ее обнимала. Черил при этом говорила, что это старое «Я» «более реально», чем «новая, белая женщина». Она высказывала сожаление по поводу того, что белая субличность должна занять господствующее положение. Она воспринимала эту новую субличность как всесильную, мужественную и способную контролировать ситуацию. В ходе сессии она сказала, что ей, скорее всего, удастся установить равноправные отношения и с любимым черным ребенком внутри себя, и с белым родителем: «Никто из них не сможет мною управлять». Позже в ходе сессии она представила себе сад, земля в котором была черной, а затем увидела свою кисту белого цвета. Она приветствовала этот образ как свидетельство того, что киста теперь стала частью ее тела. Затем она рассказала психотерапевту о том, что негативно относится к тем частям своего тела, которые связаны с проявлениями сексуальности

- 83-

Рис. 17. Черил: рисунок3

Арт-терапевт следующим образом проинтерпретировала созданную в конце этой сессии мандалу (рис. 17): «Данная мандала отражает состояние напряжения и растерянности. Здесь проявляется негативное отношение клиентки к своей груди, которая у женщин часто становится объектом отреагирования отрицательных переживаний. В этой мандале грудь — это темно-зеленая фигура (темно-зеленый — цвет лесной ведьмы); возможно, она связана с отрицательными воспоминаниями клиентки о материнской груди. Верхний элемент — это другая грудь, нарисованная черным цветом. Она являет собой противоположность груди кормящей, что еще больше усиливает впечатление о негативном отношении клиентки к этой части своего тела. Это позволяет задуматься о том, что некоторые женщины испытывают потребность в том, чтобы пройти операцию на молочных железах. Возможно, клиентка интроецировала образ «плохой» груди, что заставляет ее ненавидеть свою собственную грудь и свою женственность. Двойственное отношение к мужчинам проявляется в черной раскраске правой части мандалы. Черный квадрат внизу ассоциируйся с разрушением и указывает на нежелание клиентки принять женскую роль, которая воспринимается ею как ворота смерти. Ее мать, независимо от того, живая она или мертвая, до сих пор присутствует рядом с

-84-

ней в виде спутника, вращающегося вокруг мандалы. Она также присутствует внутри мандалы. Клиентка сдерживает сильные чувства Положительным признаком являются красные линии в центре мандалы; это указывает на то, что она активно пытается преодолеть препятствия на пути проявления этих чувств. Ей действительно необходимо занять более активную позицию. Ее жизнь всецело находится в ее собственных руках, и она имеет достаточно сил, чтобы решить свои проблемы. Однако она должна сама начать процесс изменений и не пытаться вернуться в прежнее состояние. Хуже всего, если она попытается адаптироваться к внешним обстоятельствам. Все, кто ее окружает, хотят, чтобы она к ним адаптировалась, однако клиентка чувствует, что исцеление возможно лишь если она будет опираться на активную, мужскую часть своей личности»

В ходе 18-й НВМ-сессии — одной из завершающих — Черил находилась в радостном настроении. Эта сессия была посвящена подведению итогов предыдущих сессий. В частности, мы говорили о том, что ей следует быть верной самой себе, открыто выражать свои чувства, а не пытаться удовлетворить потребности и ожидания других. Она неохотно говорила о скором завершении психотерапии, очевидно не желая обращаться к решению наиболее острых для себя проблем. Она говорила о том, что в ней до сих пор имеется много «темных пятен», однако, по ее словам, они стали доступнее для осознания.

Арт-терапевт дала следующую интерпретацию созданной в конце этой сессии мандалы (рис. 18). «Эта мандала является примером «оквадрачивания круга» и указывает на то, что изменения осуществимы (квадрат) и связаны с выбором из огромного количества различных возможностей (круг) Они требуют от клиентки большой смелости; альтернативой являлись бы мечты об изменениях и жизнь в мире фантазий. Я полагаю, что черные змеи сомнений были добавлены в последний момент. Когда клиентка пытается предпринять активные действия во имя изменений, эти змеи пытаются ее ужалить. Обращает на себя внимание параноидный глаз одной из таких змей слева—это не что иное, как отголосок опасений, которые были внедрены в бессознательное клиентки ее матерью и теперь заставляют ее испытывать чувство вины всякий раз, когда она пытается что-либо предпринять. Клиентка, наконец, пришла к новому пониманию себя и своей роли, и восклицание «Ой!» является ее реакцией на неожиданное появление змей. Я бы также обратила внимание на изображение вод жизни, которое отражает ее новое понимание реальности».

- 85-

Рис. 18. Черил рисунок4

Результаты психотерапии были впечатляющими, и на момент написания данной статьи стабильное состояние клиентки сохранялось уже более двух лет. Есть основания считать, что рисование мандал напрямую и опосредованно влияло на достижение этих результатов. По мере совершенствования техники интерпретации мандал этот метод, скорее всего, будет использоваться все чаще, в качестве составной части различных моделей психотерапии.

Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами*

В Мэрилендском психиатрическом центре мандалы также использовались в ходе лечения пациента, страдающего алкоголизмом. В терапии были применены психоделические препараты в сочетании с конвенциональной психотерапией Лечение проводилось врачом Франческо Ди Лео, а Джоанна Келлогг, так же как и в предыдущем примере, интерпретировала мандалы, получая минимальную информацию о клиенте.

* Франческо Ди Лео и Джоанна Keллогг

-86-

Клиентом был 36-летний рабочий по имени Джон, создавший за период лечения семь мандал. Они имели более схематичный характер, чем рисунки Черил. Три мандалы приводятся и обсуждаются в этой статье с тем, чтобы показать, что даже на основе столь скудной графической продукции арт-терапевт может сделать весьма точные психологические заключения.

В период, о котором идет речь, Джон был повторно госпитализирован и проходил лечение в отделении, специализирующемся на аддиктивных расстройствах. В прошлом он многие годы злоупотреблял алкоголем. Незадолго до помещения в это отделение он развелся с женой после 15 лет семейной жизни. Он винил себя и свое пристрастие к алкоголю в том, что потерял все, что обрел за свою жизнь: жену, детей, дом и работу. В течение длительного времени он не считал пьянство своей проблемой, однако признавал, что всю свою жизнь он считал себя хуже других, а потому, будучи трезвым, отличался пассивностью и слабохарактерностью. Лишь в состоянии опьянения он мог выражать свой гнев, проявляя насилие в отношении жены и испытывая затем чувство вины и раскаяния. Он вспоминал, что повторное замужество его матери, когда ему было 11 лет, вызвало в нем чувства отверженности и предательства, очень напоминавшие те чувства, которые он переживал в настоящий момент в связи с разрывом отношений с женой.

Для того чтобы сравнить мнение арт-терапевта со своим мнением и заключениями других специалистов, еще до начала лечения врач попросил Джона нарисовать мандалу (рис. 19) Этот рисунок был проинтерпретирован следующим образом «Данный рисунок является классическим примером эмбриональной регрессии, характерной для алкоголизма. Ее центром является лабиринт, изогнутый влево (в сторону бессознательного), что подтверждает феномен регрессии. При этом используется темно-синий цвет, указывающий на негативный опыт общения с матерью и в то же время наличие симбиотической зависимости от нее, несмотря на исходящую от нее угрозу. Композиция в целом характеризуется бесформенностью, что говорит о беспомощности и незащищенности автора рисунка. Синие линии окружены розовыми, что указывает на трудности в выражении гнева. Все линии извилистые, что характерно для пассивно-агрессивного стиля реагирования»

- 87-

Рис. 19 Джон: рисунок № 1

Данная интерпретация практически полностью повторяла заключение, сделанное на основе психологического обследования клиента с применением диагностических интервью и батареи тестов.

После трех недель подготовки Джон получил первую высокую дозу психоделического препарата, в результате чего он пережил опыт рождения, которое протекало с большим трудом. Он отметил большое сходство между тем, насколько трудно это происходило, и тем, как он ощущает себя в реальной жизни: он всю жизнь напряженно работал, стараясь чего-то достичь и, в конце концов, так ничего и не достигая.

После нескольких сессий конвенциональной психотерапии, в ходе которых основной акцент делался на достижении инсайта и уяснении связи сделанных ранее Джоном наблюдений с его текущей жизненной ситуацией, он нарисовал свою третью мандалу (рис. 20). Интерпретация этого рисунка арт-терапевтом была следующей: «Знак вопроса в центре мандалы словно связан с попыткой автора рисунка понять, кем же он является на самом деле Мандала чем-то напоминает матку. По сравнению с первым рисунком, расположение цветов на этой мандале совершенно иное: теперь красный цвет расположен внутри, а синий — снару-

-88-

Рис. 20. Джон: рисунок № 2

жи, что указывает на связь чувства гнева с начальной стадией развития. Слегка изогнутые линии розового цвета, направленные вовне, указывают на потребность в эмоциональной зависимости. Они изогнуты влево, что свидетельствует о регрессивном характере этой потребности».

Данная интерпретация мандалы, будучи весьма краткой, удивительно точно отражает наиболее значимые аспекты психоделического опыта и те результаты, которые за ним последовали.

После следующей сессии психоделической терапии, когда пережитый Джоном новый опыт рождения был еще более мучительным, состоялись пять сессий конвенциональной психотерапии. Теперь Джон пребывал в состоянии крайней нерешительности — как в отношении дальнейшего лечения, так и в плане воссоединения со своей семьей. Психоделический препарат был при этом использован в последний раз, что привело к улучшению настроения Джона и помогло ему более ясно осознать свое положение. В конце сессии он признался, что всегда воспринимал свою жену, словно она была его матерью.

План лечения, с учетом того, что нами исследовалась эффективность психоделической терапии в качестве варианта краткосрочного, интенсивного лечения, предполагал ограниченное число сессий; поэто-

- 89-

му мы должны были завершить свою работу с Джоном. Он смог достичь определенного улучшения в состоянии, однако его проблемы требовали дальнейшего воздействия.

Интерпретация седьмой мандалы (рис. 21), созданной незадолго по выписки Джона из больницы, отражает результаты психотерапии: «Мы видим здесь прямые линии в виде стрел, направленные вовне, что указывает на существенный прогресс. Можно констатировать ослабление страхов, в особенности страха внешнего осуждения. Налицо более экстравертированная ориентация. Автор рисунка движется во всех направлениях сразу и в то же время хорошо защищен внешними границами круга. Мне бы, однако, хотелось видеть больше желтого цвета. Здесь мы уже видим мужчину, но мужчину без достаточного чувства собственного достоинства. Красные направленные вовне стрелки приближаются к зеленому кругу. Темно-синий цвет, указывающий на негативные переживания, связанные с матерью, уже не присутствует в таком количестве, как прежде; он включен в зеленый цвет, который ассоциируется с людьми в целом, но не с матерью. Теперь перед автором рисунка стоят совершенно новые задачи».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: