Трудовое воспитание учащихся

13:00

17/12/2012

Рис. 5. Нарушение принципа единства воспитательного процесса.

Рис. 4. Принцип демократизации.

Рис. 3. Пирамида потребностей по А. Маслоу.

Рис. 2. Развитие личности как вытеснение биологических потребностей социальными.

Рис. 1. Факторы развития личности.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Методы зрительной наглядности;

Содержание лекции.

План.

Рис. 5. Нарушение принципа единства воспитательного процесса.

Рис. 4. Принцип демократизации.

Рис. 3. Пирамида потребностей по А. Маслоу.

Рис. 2. Развитие личности как вытеснение биологических потребностей социальными.

Рис. 1. Факторы развития личности.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.

Тема: «Корпоративная культура».

Вопросы:

1. Понятие корпоративной культуры, факторы, оказывающие влияние на ее развитие.

2. Развитие корпоративной культуры.

Из курса, изученного ранее по теории организации нам известно общее определение ОК:

«ОК – это совокупность связей, поддерживающая организационные отношения людей в социальной организации. ОК основана на общественно-прогрессивных формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, включающих следующие элементы:

обычаи, традиции, веру и символику,

индивидуальные и групповые интересы,

сложившиеся особенности поведения персонала, стиль руководства,

показатели удовлетворенности работников условиями труда,

уровень взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией,

перспективу развития».

Кроме того, из теории организации нам известна и иерархия ОК, касающуюся личности, группы, компании, корпорации, управления.

 
 

Корпоративная ОК характерна для распределенных структур производства и управления, например, для холдингов, финансово-промышленных групп, консорциумов, союзов, картелей и др. Корпоративная ОК как правило охватывает ключевые, наиболее ценные, с точки зрения их руководителей или акционеров, общественно-прогрессивные формальные и неформальные правила и нормы деятельности. Это касается обычаев, традиций, веры, символики, стиля руководства, перспектив развития. Так, например, все компании IBM предпочитают синий цвет на рекламе, в одежде, аксессуарах внутреннего пользования. За соблюдением корпоративной ОК обычно устанавливается жесткий контроль.

Рассмотрение организаций как сообществ, (Мильнеру), имеющих единооб­разное понимание своих целей, значения и места, ценностей и по­ведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Орга­низация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых

услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, ре­путация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в орга­низации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые от­личают данную организацию от всех других.

Характеристика организационной культуры охватывает:

• индивидуальную автономность — степень ответственности, не­зависимости и возможностей выражения инициативы в организации;

• структуру — взаимодействие органов и лиц, действующих пра­вил, прямого руководства и контроля;

• направление — степень формирования целей и перспектив дея­тельности организации;

• интеграция — степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления ско­ординированной деятельности;

• управленческое обеспечение — степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

• поддержку — уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

• стимулирование — степень зависимости вознаграждения от ре­зультатов труда;

• идентифицированность — степень отождествления работников с организацией в целом;

• управление конфликтами —степень разрешаемости конфликтов;

• управление рисками — степень, до которой работники поощ­ряются в инновациях и принятии на себя риска.

Эти характеристики включают как структурные, так и поведен­ческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше парамет­ров и свойств.

Доминирующие культуры и субкультуры. В организациях выделяются доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые

снимаются большинством членов организации. Это макроподход культуре, который выражает отличительную характеристику организации.

Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, ^существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов(такой, как бухгалтерский или торговый) Имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизон­тальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру; однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим делением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для организации, генерирует приверженность целям организации;

определяет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

Сильная и слабая культура. Необходимо различать сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми ) ценностями организации, которые интенсивно поддержива­ется, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, при­дают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.

Каким образом культура влияет на эффективность организации? активность требует, чтобы культура организации, ее стратегия,

окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамическом окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной иници­ативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфлик­тов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая пер­спективами развития производства продукции, фокусируется на эф­фективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Организации всегда будут добиваться стабильности и эффектив­ности деятельности, если культура организации адекватна применя­емой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) техно­логические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) ин­дивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, кото­рая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

Сильная культура определяет последовательность поведения ра­ботников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой фор­мализации. Сильная культура достигает того же результата без веде­ния какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем мень­ше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных пра­вил и положений для управления поведением работника. Это все бу­дет в подсознании работника, принимающего культуру организации.

Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих: 1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал;

2) опыта, привнесенного их последователями. Ее поддержание на не­обходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.

Цель подбора работников — выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствую­щей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъек­тивной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъектив­ная оценка часто предопределяется культурой, существующей в орга­низации.

Действия высших руководителей оказывают значительное влияние а организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем принимаются всей организацией.

I. Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организационная культура может служить более важным фактором определения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Организация заинтересована в восприятии культуры каждым сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру.

Способы передачи культуры. В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и дру­гими способами. Самые эффективные — это информация, традиции и язык.

Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации: ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.

Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.

Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, состав руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.

Язык. Многие организации и их подразделения используют язык не способ идентификации членов организации с ее культурой или культурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признан­ий культуры или субкультуры.

Изменение культуры организации. Культура организации может казаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного ре­гулирования, стремительные экономические перемены и новые тех­нологий требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры органи­зации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих привержен­ность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руковод­ства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренивших­ся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее фор­мальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.

На возможность изменения корпоративной культуры влияют следующие факто­ры: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненно­го цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

Организационный кризис. Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря глав­ных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.

Смена руководства. Поскольку высшее руководство является глав­ным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что ра­ботники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь чет­кое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом.

Стадии жизненного цикла организации. Изменить культуру органи­зации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные изме­нения организационной культуры будут необходимы. Культура орга­низации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:

• предыдущий успех организации не отвечает современным усло­виям;

• работники не удовлетворены общим состоянием дел в органи­зации;

• образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением.

Другая возможность изменения культуры появляется, когда орга­низация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необхо­димы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других

подобных мер, которые драматизируют настроения работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.

Возраст организации. Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации.

Размер организации. Изменить культуру легче в малой организации, (.как в ней общение руководителей с работниками более тесное, что улучшает возможности распространения новых ценностей.

Уровень культуры. Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

Наличие субкультур. Чем больше существует субкультур, тем силь­нее сопротивление изменению доминирующей культуры.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении, разработку специальных предложений и мер. Даже там, где условия для изменений благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время.

Филонович, рассматривая ОК, указывает следующие уровни:

В курсе по теории организации мы выделили также три уровня

познания ОК компании работниками: фрагментарный, ассоциированный и выстраданный.

Фрагментарный уровень – уяснение наиболее ярких, запоминающихся правил, поступков, лозунгов, отражающих особенности компании. Например, все работники приходят на работу на пять – десять минут раньше начала рабочего дня; обращаются друг к другу по имени и отчеству.

Ассоциированный уровень – понимание тех формальных и неформальных правил и норм деятельности, с которыми человек внутренне соглашается, считает правильными и полезными. Например, правила отношений с руководством, подчиненными и коллегами, правила поощрения и наказания.

Выстраданный уровень – принятие всех ключевых формальных и неформальных правил и норм деятельности, действующих в компании. Человек как бы растворяется среди персонала компании. Он становится полностью «своим». В компаниях происходят разные изменения, часть из них может оказать влияние на ОК. Например: а) приход в коллектив нового сотрудника, обладающего сильным влиянием на окружающих и желающего создать привычную ему по прежней компании ауру отношений, или б) изменение в составе руководства компании, при котором новый руководитель будет стараться упразднить часть правил и норм деятельности, напоминающих ему прежнего руководителя. Изменение ОК всегда проходит болезненно для сотрудников, особенно, когда действующая ОК имеет много убежденных сторонников в компании. Устойчивость ОК зависит от трех параметров:

глубины проникновения ОК в организационные отношения,

широты понимания и использования ОК персоналом,

гармоничности ОК компании с ОК внешней среды.

2.

Свое видение по развитию корпоративной культуре Филонович предлагает через:

методы, задачи, уровни осознания и понимания.

Понятие личности. – Факторы развития личности. – Подходы к развитию личности. – Сущность и стадии социализации. – Воспитание как педагогический процесс. – Закономерности и принципы гуманистического воспитания. – Методы воспитания. – Стили воспитания. – Цели и методы самовоспитания.

Понятие личности

Раскрывая вопрос о развитии и воспитании (то есть формировании) личности, необходимо прежде всего дать определение понятию «личность». А это одно из наиболее трудно определяемых понятий гуманитарных наук.

В повседневном общении мы прибегаем к слову «личность», когда хотим описать незаурядного, выдающегося человека. Часто можно услышать, что личность – это тот, кто выделяется из «серой массы» большинства людей. Что интересно, подавляющее большинство людей ни в коем случае не считает себя «серой массой». И наука с ними полностью согласна. Она считает личностью любого человека, выросшего в обществе. В мире очень немного взрослых людей, которые принадлежат к Homo sapiens, и при этом не являются личностями. Это уже знакомые нам «люди-маугли», или феральные люди.

Следовательно, жизнь в обществе побуждает человеческую психику формировать определенные качества, совокупность которых и является личностью. Одним из наиболее коротких определений личности является следующее: «Личностьэто социально-психологические характеристики человека», то есть имеющие значение в его общественной жизни: черты характера, ценности, которых человек придерживается – словом, все, что определяет его поведение в обществе. Советский психолог К.К. Платонов дал такое определение личности: «Личностьэто конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Представим, что каждый человек воспринимает мир через некую призму. Эта призма у каждого своя, поэтому каждый по-своему реагирует на одни и те же события; у каждого свое представление о добре и зле, о красивом и безобразном, о важном и неважном; о том, как следует себя вести в определенных ситуациях; что человек может, а что находится за пределами его возможностей и т.д. Поскольку эта «призма» уникальна, поведение каждого человека так же уникально. В психологии эта «призма» называется сознание. Поэтому, пишет К.К. Платонов, мы можем сказать коротко: «Личностьэто человек как носитель сознания».

Подробнее о личности и сознании написано в соответствующих главах этого пособия. Нас же сейчас интересует: а как развивается сознание, то есть личность? Какие факторы на нее влияют, и какие из них являются наиболее важными? Есть ли (при всем многообразии личностных проявлений) норма развития личности?

Гениальный психолог Л. С. Выготский определял личность как «целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции». Другими словами, со дня рождения перед человеком встают задачи, для решения которых ему необходимо «отрастить» у себя личность. Какие могут быть задачи у трехдневного младенца? Ему необходимо обеспечить свое существование. Сам он не может ни добыть пищу, ни вылечить себя, ни даже принять удобную позу. Но он может побудить окружающих сделать все это для него. Для этого ему надо уметь привлечь к себе внимание (с чем младенцы отлично справляются) и объяснить, что именно надо сделать. Сначала взрослым приходится расшифровывать «язык» ребенка, но постепенно он усваивает языки окружающей культуры – устную и письменную речь, мимику, жесты, интонации.

Вторая важнейшая задача – это научиться взаимодействовать с миром предметов, необходимых для удовлетворения потребностей, а впоследствии – создавать новые продукты, востребованные обществом. Итак, личность формируется в общении и деятельности.

Отсюда Выготский определял основные функции личности:

1. творческое (индивидуальное) освоение общественного опыта и

2. включение в систему общественных отношений.

Первая функция означает освоение разнообразных видов человеческой деятельности: вождение транспорта и умение понимать произведения искусства, игра на музыкальных инструментах и навыки оказания медицинской помощи, и т.д.

Вторая функция подразумевает способность принимать на себя различные социальные роли – мужчина, женщина; ребенок, взрослый; друг, супруг, родитель; учитель, ученик; пешеход, водитель; гражданин и т.д.

Факторы развития личности

Выделяют три основных фактора, определяющих облик личности: наследственность (гены), среду (как сумму всех социальных влияний) и самовоспитание (Рис. 1).

Но от чего зависит, насколько успешно человек освоит социальные роли и виды деятельности? От врожденных качеств или от среды, в которую он попадет? В науке существуют различные ответы на этот вопрос, то есть подходы к развитию личности.

Подходы к развитию личности

Представители биологического (или биологизаторского) подхода полагают, что врожденные качества определяют жизненный путь личности. «Анатомия – это судьба», – считал Зигмунд Фрейд. В рамках этого подхода считается, что поведение человека обусловлено врожденными потребностями, влечениями и инстинктами. Какова же в этом случае роль воспитания? Воспитание может лишь подавить или замаскировать свои влечения, но животную природу человека изменить невозможно.

Безусловно, есть факты, свидетельствующие в пользу этой теории. Поведение человека значительно сильнее обусловлено потребностями организма, чем принято считать. Обратите внимание, как меняется манера речи человека в зависимости от пола его собеседника; как на наше отношение к людям и миру влияет, голодны мы или сыты, здоровы или больны. Вспомним, наконец, случаи дикой борьбы за жизнь (включая каннибализм) в ситуациях войны, катастрофы, голода. Однако принимать эту теорию полностью для педагога означает признать бессмысленность своей работы, низведение ее до уровня дрессировки. Считать, что натура человека с рождения неизменна для родителя и учителя (и в конце концов, для любого человека) означает снимать с себя всякую ответственность за свое поведение.

Социологический (социологизаторский) подход, напротив, считает среду основным фактором формирования личности человека. Считается, что врожденные биологические потребности при нормальном воспитании постепенно вытесняются приобретенными, социальными (Рис. 2). Если же при жизни человек не попал в благоприятные условия, если уровень культуры его среды низок, биологические мотивы его поведения будут проявляться ярче и резче.

И действительно, существуют свидетельства того, что люди способны превозмочь требования организма, природные инстинкты: это история коллекции семян академика Вавилова, которую сохранили в блокадном Ленинграде; это подвиг тех, кто жертвовал своей жизнью во имя других; это жизнь Ван Гога, который годами недоедал, так как большую часть своего скудного дохода тратил на краски; и т.д.

Однако и биологический, и социологический подходы сталкиваются с серьезной критикой. В настоящее время принят холистический[1] взгляд на человека как на систему и биологических и социальных характеристик. Кроме того, личность – это иерархическая система, то есть одни компоненты ее подчиняют себе другие и оказывают более мощное влияние на поведение человека. Поскольку источником активности личности являются разнообразные потребности, они и определяют ее стремления, род занятий, отношение к предметам окружающего мира. Замечательно кратко выразил эту мысль советский психолог А. Н. Леонтьев: «Личность – это иерархия потребностей».

Соответственно, разные способы организации потребностей порождают разные типы личности. Американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу описал иерархические отношения между потребностями и тем навсегда вписал свое имя в учебники гуманитарных наук. Согласно его теории, любая личность в своем развитии проходит ряд стадий, на каждой из которых главенствует та или иная потребность (иерархию потребностей см. на рис. 3). Чтобы личность могла перейти на следующую стадию, потребность предыдущей стадии должна быть полностью удовлетворена. Голодный человек не интересуется искусством, а угроза жизни заставляет мириться с унижением.

Очень важным является период детства: если в детстве низшие потребности ребенка удовлетворялись вовремя и полностью, став взрослым, он обладает некоторым «запасом прочности» к фрустрации этих потребностей. Иными словами, он может терпеть голод, не теряя «человеческое лицо» и способен продолжать занятия наукой и искусством, несмотря на насмешки окружающих и одиночество. Напротив, если человек испытал острейшую фрустрацию[2] какой-либо потребности, впоследствии он может надолго (даже пожизненно) «застрять» на стадии ее удовлетворения: бывший детдомовец строит для себя роскошные дворцы, жертва давнишнего нападения годами не выходит на улицу. Согласно теории Маслоу, личность человека развита настолько, насколько высоко находится его главная потребность.

По данным Маслоу, в американском обществе 1950-х гг. физиологические потребности граждан были удовлетворены на 90%, в то время как потребность в самореализации[3] – на 1%. Понаблюдайте за жизнью окружающих людей: во имя каких потребностей они действуют?

Однако анализ личности можно делать не только с точки зрения потребностей; в отечественной психологии принято выделять следующие крупнейшие компоненты (или свойства) личности: темперамент (система врожденных свойств ЦНС), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения). Подробно они рассмотрены в соответствующих главах этого пособия.

Сущность и стадии социализации

Итак, личность развивается в непрерывном взаимодействии с социальной средой. Нам уже известно, что этот процесс называется социализацией. Наиболее влиятельными агентами социализации являются семья, учреждения образования, трудовые коллективы, СМИ. Существует несколько точек зрения на социализацию, в зависимости от того, кто из субъектов социализации признается главенствующим.

Согласно первой (социологической) концепции, решающая роль принадлежит социальной среде: семья, коллективы, социум диктуют свои условия, которым индивид вынужден подчиняться, постепенно принимая требуемую форму. Итак, развитие личности полностью определяется теми реалиями, которые характерны для окружающего эту личность общества и той позицией, которую она занимает в этом обществе. В данном случае социализация понимается как адаптация индивида к обществу. Следовательно, суть развития личности состоит в овладении соответствующими социальными ролями на все более высоком уровне.

Согласно другой, гуманистической, концепции, социализация – это процесс развертывания возможностей и способностей личности, развитие ее представлений о себе, ее самореализация вопреки помехам и ограничениям со стороны социальной среды. Желая удовлетворить собственные потребности, индивид должен развивать свои возможности по преодолению препятствий, увеличивать свои физические, психические и социальные ресурсы. Здесь личность рассматривается как продукт самовоспитания, как автономная, саморазвивающаяся система.

Несоответствие личности правилам и нормам общества приводит к тому, что личность устанавливает новые правила и нормы, обогащая, таким образом, социальную жизнь. Конечно, это происходит в том случае, если личность востребована обществом. Например, в Японии, в конце XV века, после долгого периода междоусобиц, власть сосредоточилась в руках одного человека, достаточно авторитетного, умного и политически талантливого, чтобы быть правителем страны. Но он не обладал аристократическим происхождением, чтобы соответствовать этому статусу. Поэтому для него было введено специальное звание – «тайко». Других тайко в истории Японии не было. Также в искусстве много примеров, когда индивидуальное творчество одного человека дает начало целому направлению.

Какая же из концепций верна? Снова наиболее перспективна средняя точка зрения.

С одной стороны, как любая система, общество стремится к самосохранению. Для этого оно формирует и передает своим членам социальные стереотипы, нормы, ценности и стандарты. Оно предлагает образцы социального поведения, следуя которым, индивид получает возможность жить в этом обществе и удовлетворять свои потребности. Следование нормам и образцам поддерживается с помощью социального контроля.

Однако в силу жизненной активности, личность как система тоже стремится к самосохранению – то есть к индивидуальным целям, достигаемым индивидуальными способами; к реализации своих способностей. В каждом человеке заложена способность к творчеству. Так в ходе социализации происходит создание новых образцов социального поведения, новых ценностей и норм – от Иисуса Христа до Мэрилин Монро. Встраиваясь в общество, изменяясь в соответствии с его требованиями, личность, в свою очередь, изменяет общество. Итак, понятие социализации раскрывается на пересечении таких понятий, как адаптация, интеграция, самореализация, саморазвитие.

Независимо от индивидуальных условий, социализация каждого нормального индивида в современном обществе проходит ряд стадий:

1. Дотрудовая (0 – 25 лет)

2. Трудовая (~25 – 65 лет)

3. Послетрудовая (~>65 лет)

Дотрудовая стадия, в свою очередь, делится на три этапа.

Этап адаптации (0 – 11-12 лет) называется так потому, что ребенок «подстраивается» под среду, в которой живет, принимая ее как единственно возможную. Ребенок некритически воспринимает нормы и ценности окружающего мира. Он беззаветно верит родителям (и другим авторитетным для него людям), бессознательно подражая им в своих словах и поступках. В каждом возрасте у человека есть свои авторитеты – реальная или воображаемая группа людей, мнение которых для индивида важно, на чьи стандарты он равняется. Эта группа в социальных науках называется референтной. Референтной группой для ребенка являются его родители. Какое бы общественное положение они ни занимали, как бы ни относились к самому ребенку и друг к другу – их способ жизни для маленького человека является образцом. Почему это так?

Дело в том, что мы можем подвергнуть качества объекта сомнению и критике только в том случае, если сравниваем этот объект с другим, реальным или воображаемым. Например, у вас есть мобильный телефон, и вы им недовольны, потому что знаете: есть телефоны с более мощной камерой, с большим объемом памяти, другой расцветки и т.д. Для вас «телефон» – это целый класс объектов, обладающих определенными параметрами. Сравнивая варианты, вы чувствуете удовольствие или досаду. Мы способны сравнивать и «невидимые» характеристики: условия труда, уважение к нам и т.д. Но сам процесс сравнения требует определенного уровня развития мышления. Мышление ребенка данного возраста не может выполнять такие операции: для него каждый объект уникален. Он не может критиковать семью, как мы не можем критиковать Землю: никто из нас не жил на другой планете.

Полноценная способность к абстрактному мышлению появляется у человека с 12 лет, и у человека начинает формироваться собственная система ценностей. Кроме того, на этот возраст приходится начало полового созревания. Этап индивидуализации (12-18 лет) характеризуется: снижением авторитета родителей; критикой устоев окружающей среды; острой потребностью получить статус в компании ровесников, повышенным вниманием к их мнению. Возникшая способность к самоанализу порождает интерес к своему внутреннему миру; желание примкнуть к сверстникам соединяется с острым стремлением проявить свою уникальность, индивидуальность. На этом этапе сверстники становятся референтной группой подростка.

Этап интеграции в общество (19-25 лет) – последний этап дотрудовой стадии. Молодой человек постепенно осознает, что свои потребности он может удовлетворить только в сотрудничестве с обществом. Он вновь принимает нормы и ценности окружающего мира, но уже осознанно. Среди разнообразия моделей жизненного пути он выбирает те, что совпадают с его способностями, склонностями, возможностями. Теперь он понимает внутреннюю логику социального устройства и готов занять свое место в нем. Референтной группой в этом возрасте становится общество в целом.

Трудовая стадия социализации, как и следует из ее названия, охватывает период, когда индивид активно сотрудничает с обществом, реализуя свои способности, возмещая обществу затраченные на его развитие ресурсы. Он уже овладел профессией и работает в избранной сфере; он создает семью и воспитывает новых членов общества; он выполняет свои обязанности гражданина, своим примером укрепляя существующие социальные нормы, традиции, ценности.

Послетрудовая стадия наступает при прекращении трудовой деятельности. Эта стадия может не наступить по разным причинам: есть люди так называемых «свободных» профессий, не прекращающие свое профессиональную деятельность – ученые, писатели, композиторы и т.д. Или же человек умирает до наступления пенсионного возраста. Однако подавляющее большинство граждан проходит послетрудовую стадию. Для нашей страны характерно отсутствие социальных служб, которые помогают человеку адаптироваться к новому статусу. Не будучи подготовленными к резкой смене образа жизни, многие россияне впадают в депрессию. Между тем пенсионный возраст может оказаться самым приятным временем жизни, если заранее соблюдать некоторые правила: поддерживать здоровье на протяжении всей жизни; иметь любимое дело, которым можно заниматься в данных условиях; сохранять оптимистический настрой; быть внутренне независимым от других людей и окружающих условий.

На протяжении всей жизни человек осваивает новые социальные роли[4]; таким образом, уровень развития личности тем выше, чем больше количество усвоенных социальных ролей; чем больше социальных групп, в которых человек ведет себя уверенно и естественно.

Воспитание как педагогический процесс

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Это открытый процесс (то есть результаты его непредсказуемы), который носит общественный характер. Воспитание упорядочивает влияние на личность и создает условия для ускорения процессов социализации, гуманизирует ее.

Цели воспитания зависят от целей данного общества в данный период его развития. Целью воспитания может быть адаптация человека к жизни в обществе – в этом случае интересы личности не учитываются. Такой подход характерен для тоталитарных и примитивных обществ. Некоторые родители бессознательно стремятся сформировать личность ребенка наиболее удобным для себя образом. Советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции. Коллега Рубинштейна, П.В. Симонов, полагал основной задачей воспитания «точное и конкретное информирование воспитуемого о тех способах, средствах и путях удовлетворения своих потребностей, которые не ведут к нарушению общественно продуктивных норм и представляют ценность для прогрессивного развития общества и самореализации личности во всем богатстве ее потенциальных способностей и задатков». А как думаете вы?

В настоящее время постепенно становится общепринятой гуманистическая концепция воспитания, в которой целью провозглашается всесторонне и гармонично развитая личность. Задачей воспитания в таком случае является создание условий для развития и самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу.

Для достижения указанной цели необходимо учитывать ряд закономерностей и следовать принципам гуманистического воспитания.

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Выделяют следующие закономерности воспитания, то есть причинно-следственные связи между особенностями процесса воспитания и его результатами.

1. Природосообразность: важнейшая ценность – жизнь и здоровье ребенка. Необходимо создавать социально-педагогические условия, способствующие развитию природных предпосылок индивидуальности ребенка.

2. Культуросообразность: воспитание должно воспроизводить культуру, в которой существует ребенок. Но так как воспитатель и воспитанник принадлежать к разным поколениям, то в центр воспитания надо ставить фундаментальные ценности культуры, которые не подвержены старению.

3. Определяющая роль деятельности в воспитании: только субъект деятельности может быть воспитан. Ребенок должен действовать сам, прилагать усилия, тогда как задача воспитателя – определить цель, содержание, организацию деятельности, помочь воспитаннику осмыслить и оценить результаты деятельности.

Указанные три закономерности должны пронизывать весь процесс воспитания. На более конкретном уровне воспитатель руководствуется принципами воспитания. Рассмотрим их.

Принцип демократизации: любое воспитательное усилие должно быть направлено не на ребенка, а на его отношения и отношения с ним (см. рис. 4). Воспитателю следует показывать, убеждать, размышлять вместе с ребенком, но не принуждать его. Принуждение к действию не дает пищи для сознания, а порождает агрессивность либо апатию, несамостоятельность.

Принцип гуманизации (Признание личности ребенка как ценности). Для развития личности наиболее благоприятна атмосфера безопасности и доверия, атмосферы, в которой царят гуманные отношения. Надо принимать ребенка таким, какой он есть и верить, что каждый воспитанник может стать достойным человеком. Воспитателю необходимо уметь принимать ребенка равным себе в духовном смысле, осознавать собственное несовершенство, не самоутверждаться за счет ребенка. Несоблюдение этого принципа приводит к разнообразным психологическим проблемам у ребенка – развитию агрессивности, пассивности и т.д.

Принцип педагогического оптимизма (или принцип опоры на положительные качества личности) заключается вдоверии к воспитаннику несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки. Педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, а искать достоинства. Настоящее воспитание – это культивирование достоинств, а не выкорчевывание недостатков. Нарушение этого принципа развивает у ребенка чрезмерное внимание к своим недостаткам, чувство вины, снижение самооценки.

Принцип единства и целостности воспитательного процесса. « Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается», – заметил А.С. Макаренко. Имеется в виду единство педагогических позиций учителей и родителей, единство поведения воспитателя в разных ситуациях общения с ребенком, единство основных направлений базовой культуры личности. Нарушение этого принципа порождает внутренние конфликты у ребенка, неуверенность, психическое напряжение (см. рис. 5).

Принцип стимулирования активности личности. Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам. Когда этот принцип не нарушается, родители завязывают ребенку шнурки, потому что «это быстрее», делают за него домашние задания, потому что «нам нужны хорошие оценки», не приучают его к домашнему труду, потому что «он все испортит, разобьет» и т. д. В результате уже к подростковому возрасту развиваются такие черты характера, как пассивность, неуверенность в своих силах, иждивенческая установка: «кто-то придет и все сделает».

Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей. Сила воспитательного воздействия зависит в том числе от того, знает ли воспитатель особенности гендерной (половой) и возрастной психологии. Каждый этап возрастного развития отличается количеством и качеством психических возможностей ребенка. так, до 2,5-3 лет ребенок не осознает границы собственной личности, свои желания, поступки и их последствия, поэтому наказание не улучшает его поведение. Средний 7-летний ребенок не может управлять своим вниманием более 20 минут подряд, что необходимо учитывать при проведении уроков; и т.д.

Переходный этап от одного возрастного периода к другому называется возрастной кризис. Возрастные кризисы сопровождаются: депрессивными состояниями; выраженной неудовлетворенностью собой; трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера; резкими изменениями в поведении человека. В детском возрасте выделяют кризис 3 лет, 7 лет, 11-12.

Методы воспитания

Если принципы – это основополагающие идеи, которых придерживается в своей деятельности воспитатель, то методы – это способы управления деятельностью ребенка, в процессе которой происходит развитие личности. Методы воспитания также можно определить как конкретные пути воздействия на сознание, поведение, чувства воспитанника. Существуют различные классификации методов воспитания. Рассмотрим одну из них.

Методы убеждения – направлены на формирование мировоззрения воспитанников. К ним относятся внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д. Убеждение (независимо от формы) – это словесное воздействие, направленное на формирование нравственных понятий личности. Методы убеждений обращены к сознанию человека, поэтому применимы только тогда, когда ребенок уже осознает себя, и способен к осознанию в данный момент. Применение методов убеждения должно учитывать следующее:

ü только систематическое применение делает их эффективными;

ü содержание речи воспитателя должно быть научно обоснованным и одновременно доступным и ярким;

ü эффективность убеждения прямо связана с убежденностью самого воспитателя.

Методы упражнений (приучения) – имеют целью управление деятельностью воспитанников, формируют единство сознания и поведения. Само упражнение (приучение) – это многократное повторение способа действия, применяемое для формирования нужного качества. К этой группе методов относится требование, поручение, создание ситуации успеха, пример. Используя эти методы, необходимо учитывать, что:

ü их результат отсрочен во времени;

ü они эффективны в сочетании с методами убеждения, так как воспитаннику надо понимать смысл своих действий;

ü надо постепенно усложнять задания, чтобы у воспитанника постоянно сохранялось волевое напряжение.

ü необходимо определить степень личной ответственности воспитанника за выполнение задания;

ü выполнение поручения должно порождать положительные эмоции у воспитанника;

ü авторитетность воспитателя повышает стремление ученика хорошо выполнить поручение.

Методы поощрения и наказания направлены на развитие у воспитанников регуляции саморегуляции поведения, а также самооценки с учетом внешней оценки их поступков. Поощрение – выражение одобрения поступка воспитанника, тогда как наказание – это выражение отрицательной оценки с целью вызвать у воспитанника чувство стыда и неудовлетворенности и таким образом добиться изменения поведения. К методам этой группы относятся также замечание, создание ситуации контроля и самоконтроля, критики и самокритики. Поощрение более эффективный метод регуляции поведения воспитанника, так как он подкрепляет определенный способ действия. Наказание же предостерегает от неверного способа действия, но не показывает, чем можно его заменить. Метод наказания бессмысленно использовать в отношении детей до 3 лет, так как они еще не могут связать его со своим неправильным поведением и считают его проявлением натуры взрослого. В отношении остальных метод наказания следует применять с большой осторожностью, учитывая, что:

ü наказания провоцируют развитие враждебных чувств к родителю (учителю), и снижает его авторитет, что впоследствии приводит к конфликтам;

ü частые наказания препятствуют психическому развитию личности;

ü наказание неэффективно при обучении, так как напряженное ожидание наказания и боязнь сделать ошибки парализуют мышление человека. Вообще, часто испытываемое состояние тревоги снижает интеллект человека;

ü дети с проблемным поведением часто вырастают в семьях, где навлечь на себя наказание – единственный способ для ребенка привлечь внимание родителей. (Дети очень дорожат вниманием значимых взрослых.)

В целом наказание не относится к эффективным способам регуляции поведения. Результаты исследований мотивации заключенных привели к парадоксальному выводу: незначительное наказание способно предотвратить поступок с большей вероятностью, чем очень жестокое. Психолог М.Е. Литвак рекомендует сочетать поощрение и наказание в соотношении 6:1. Если наказание неизбежно, оно должно быть кратковременным и следовать незамедлительно за проступком.

Стили воспитания

Стиль семейного воспитания – это система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими. Существуют различные классификации стилей воспитания, основанные на таких параметрах, как дистанция между взрослыми и детьми, степень опеки воспитанников, мера уважения к личности ребенка и т.д. Одной из наиболее известных классификаций (она применяется также для характеристики отношения между руководителем и подчиненными) является выделение авторитарного, либерального и демократического стилей.

Авторитарный стиль – это строгость, жесткость, требовательность, ограничение свободного выбора, подавление личности ребенка. Наказания, угрозы, принуждения – основные методы. Дети с сильной нервной системой при таком отношении родителей часто конфликтуют со старшими и рано уходят из дома; черты их характера, как правило, включают лживость, грубость, лицемерие, повышенную агрессивность. Дети со слабой нервной системой могут быть полностью подавлены авторитарным родителем и оставаться в родительском доме всю жизнь, не создав своей семьи. Они пассивны, заторможены, равнодушны к миру и своей судьбе, несамостоятельны.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется самоустранением родителей из процесса воспитания по причине неразумной любви либо лени и равнодушии. Отсутствие требований приводит к полной свободе ребенка, всепрощению, неумению управлять своим поведением. Дети вырастают инфантильными, капризными, безответственными, неорганизованными и при этом с заниженной самооценкой.

Демократический стиль – наиболее благоприятный. Он сочетает разумную требовательность к ребенку с вниманием к его мнению. В таких семьях царят равноправные отношения, родители стремятся к искреннему общению с ребенком, быть честными с ним, объяснять свои решения и поступки. Дети в такой семье имеют чувство собственного достоинства и хороший самоконтроль, ответственны, рациональны, уравновешенны.

Цели и методы самовоспитания

Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает: ему не достичь желанной цели, будучи таким же как сейчас. Варианты изменений многочисленны. Так, психолог Н.А. Государев полагает, что по мере развития личности сменяют друг друга формы самосовершенствования. В период юности царит физическая форма. Для нее характерен культ силы воли: быть сильнее, выносливее, смелее. Это период разнообразных рекордов и экспериментов над собой. В молодости наиболее важна победа интеллекта, что выражается, как правило, в стремлении к профессиональному мастерству. Для обеих этих форм характерно стремление получить одобрение окружающих.

В зрелости же на первый план выходит стремление к внутренней гармонии, критерий самоодобрения собственных действий. Дошедший до этой стадии согласится с доводами афинского философа: «Но пожалуй, кто-нибудь скажет: Сократ, не стыдно ли тебе заниматься таким делом, от которого, может быть, тебе придется теперь умереть? А на это я по справедливости могу возразить: нехорошо ты это говоришь, мой милый, будто человеку, который приносит хотя бы малую пользу, следует принимать в расчет смерть, а не думать всегда лишь о том, делает ли он дела справедливые или несправедливые, дела доброго человека или злого.»

Итак, деятельность по самовоспитанию, самосовершенствованию многообразна в своих проявлениях, но по сути одинакова: самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Приступая к процессу самовоспитания, очень важно исходить из адекватной самооценки своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Адекватная самооценка складывается на фундаменте точного знания. Знание, в свою очередь, является результатом самонаблюдения и самоанализа. Самонаблюдение, отмечает психолог Л.П. Гримак, имеет две стороны. Первая – наблюдение за своей практической деятельностью как бы чужими глазами. Результаты деятельности соотносятся со своими целями и установками, а также с общественными интересами и целями. Второй аспект самонаблюдения – исследование своего внутреннего мира, своих мотивов и целей, переживаний и эмоций, черт характера и темперамента. Формы самонаблюдения разнообразны: можно вести дневник; делать аудио- и видеозаписи себя; спросить мнение человека, которому вы можете доверять. Формирующаяся в результате самонаблюдения самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, вырабатывать реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, бесполезных или даже вредных поступков. Отсутствие способности реально оценивать себя рано или поздно приводит к выпадению личности из общества.

Деятельность по самовоспитанию подразумевает самоконтроль – наблюдение и направление собственных действий. Чем выше способность человека к самоконтролю, тем выше уровень его личностного развития. Способность к регуляции своей психической активности значительно возрастает, если человек использует метод аутогенной тренировки. Управление своими эмоциями, мыслями и психическими состояниями значительно упрощается для того, кто овладел навыками саногенного мышления. Знание принципов формирования динамического стереотипа (иначе говоря, привычки) позволяет эффективно вырабатывать полезные привычки и избавляться от вредных. Вот некоторые из этих принципов:

ü решение выработать в себе новую привычку или избавиться от старой должно быть абсолютно твердым, бесповоротным;

ü в первое время особенно важно избегать условий, в которых чаще проявляется вредная привычка, и стремиться создавать такие, которые предрасполагают к закреплению полезной;

ü в начале даже однократное нарушение режима «отбрасывает» процесс изменения поведения далеко назад.

Именно самовоспитание как формирование себя в соответствии с внутренними целями, независимость от внешних условий и создает уникальную личность; самовоспитание – это восхождение к индивидуальности.

Вопросы:

1. Если целое поколение людей недовольно определенным аспектом своей жизни, как Вы можете объяснить это, используя знания о процессе социализации и воспитания?

2. Григорий Перельман совершил открытие в математике и отказался от положенной премии в 1 000 000 долларов, хотя имеет довольно скромные доходы. Как Вы объясните этот поступок с точки зрения теории А. Маслоу?

3. Почему педагогически целесообразно доверять воспитаннику, несмотря на его ошибки, проступки, недостаток сознательности?

4. В своей книге «Нерепрессивная педагогика» К. Сельчёнок пишет: «Мы можем с кем угодно ассоциировать источник зла, но, как ни странно, он находится очень близко. Источник зла – это семья и школа». Согласны ли Вы с ним? Почему?

5. Какой стиль воспитания, по Вашему мнению, наиболее распространен в российских семьях? Каковы причины такого положения?

6. Прокомментируйте высказывание писателя М. Веллера: «Если тебе нечему служить, ты будешь служить тому, что должно было служить тебе».

Литература:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

2. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М., 2009. – 336 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, «Питер», 2006. – 352 с.

4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

5. Платонов К. К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972.

6. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: «Речь», 2006 г. – 366 стр.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.


[1] От греческого «» - «целостный»

[2] Фрустрация – (от лат. Frustratio – обманутые ожидания) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Характеризуется различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

[3] Самореализация (самоактуализация) – процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его собственного личностного потенциала. С. способствует тому, чтобы человек мог стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно.

[4] Социальная роль – это комплекс прав и обязанностей, проявляющихся в поведении и деятельности. Через социальные роли личность имеет возможность проявлять и раскрыть себя.

1. Основные понятия: метод, методический приём, методика обучения.

2. Требования, предъявляемые к методам обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Специфические - практические методы.

5. Методы словесного воздействия.

6. Методы наглядного восприятия.

*1. Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения в физическом воспитании требуют от учителя владения определенными способами преподавания, а от учеников — спосо­бов учения. Как вести учеников от незнания к знанию, от неумения к умению — это одна из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Метод физического воспитания - способ применения физических упражнений.

Метод обучения (по Б.А.Ашмарину) - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

В соответствии с дидактической задачей и условиями обуче­ния каждый метод реализуется с помощью методических прие­мов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедлен­но и т п.

Методический прием - это способ реализации метода в соот­ветствии с конкретной задачей обучения.

Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообраз­ных дидактических задач на любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами детей.

Обучение — процесс двусторонний: учитель учит, ученики учат­ся. Поэтому и примененный учителем метод обучения (а следовательно, и его методические приемы) — это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует и т, п.), но и способ учения ребенка (ученик слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика всегда взаимосвязаны. Но эта связь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. По внешним признакам действия ученика, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выпол­нить. Но есть еще одна сторона в действиях ученика, скрытая от взгляда наблюдателя,— это процесс усвоения полученной уче­ником информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению, и пр.

Методика – система средств и методов, направленных на достижение определённого результата в процессе физического воспитания.

В этом смысле можно говорить, например, о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей.

*2. Требования к методам обучения:

Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно по­добрать и методы обучения. (Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например обучить разбегу для прыжка в дли­ну, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.)

Обеспечение воспитывающего характера обу­чения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не толь­ко эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковы­вают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспро­изведения движений.

Соответствие принципам обучения. Метод обуче­ния обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, ес­ли учитель использует метод показа, значит, он полностью реали­зует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализу­ется через систему методов.

Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упраж­нений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими ха­рактеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым общеразвивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при ос­воении простых упражнений применяют метод разучивания в це­лом, а при, освоении сложных не обойтись без подводящих уп­ражнений.

Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные зако­номерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последова­тельным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придется чаще пред­лагать метод разучивания по частям. При хорошей общеобра­зовательной подготовке учеников можно будет использовать для реализации межпредметных связей не только объяснение, но и беседу.

Соответствие индивидуальным особенностям и возм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow