Список рекомендуемой литературы.
1. Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2
2. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.Ю. Казак, Е.Г. Князева, Смородина Е.А., Шадуская М.М. и др.; под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2005.
3. Сердюков, А.Э. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / А.Э. Сердюков, Е.С.Вылкова, А.Л. Тарасевич. СПб.: Питер, 2005.
4. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Т.Ф. Юткина. М.: ИНФРА-М, 2002
Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни. Еще в XIX веке русский экономист М.М. Алексеенко отмечал эту особенность налога: «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены), собственно, и началась экономическая наука. С другой стороны, установление, распределение, взимание и употребление налогов составляют одну из функций государства»[1].
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических принципов. В свое время П. Прудон подметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве»[2].
|
|
По мере развития учение о государстве открывало все новые возможности и для выяснения природы налога.
Налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода (ВНД) в составе валового внутреннего продукта (ВВП). За счет проведения налоговой политики государство формирует государственные денежные фонды (бюджеты разных уровней, а также внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС).
В процессе перераспределения ВВП государство посредством налогов изымает и перераспределяет доходы, таким образом активно воздействуя на состояние экономической системы. (рис. 1).
Рисунок 1 – Перераспределение стоимости ВВП
посредством финансовых отношений в экономической системе[3]:
I – первичное распределение стоимости ВВП;
II – государственный бюджет;
а, б, в – перераспределительные (финансовые) отношения
Согласно действующего налогового законодательства, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
1. Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
|
|
2. Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
3. Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
4. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [4]
Характерными чертами сбора как взноса являются:
1. обязательность;
2. возмездный характер отношений между государством и налогоплательщиком.
Экономическая сущность налога проявляется в выполняемых им функциях:
1) фискальная функция вытекает из самой природы налога и представляет собой изъятие части дохода у физических и юридических лиц в пользу государства;
2) регулирующая функция – при помощи данной функции государство, используя налоговые ставки, налоговые льготы, изменение сроков уплаты налога и другие инструменты налогового регулирования, вмешивается в экономику страны и перераспределяет финансовые ресурсы по предприятиям, отраслям, регионам.