Тема 3. Налоговая политика и государственный налоговый менеджмент
Налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий в области налогообложения, направленная на достижение стабильности и прогресса экономической системы.
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год посредством принятия федерального бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов президента, федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.
Будучи составной частью бюджетной и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит от форм и методов финансовой политики государства.
Ряд экономистов выделяют три типа налоговой политики [5], при сильной экономике все указанные типы успешно сочетаются:
1) политика максимальных налогов, которую характеризует принцип «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов (теория Лаффера);
|
|
Рисунок 2 – Кривая Лаффера
Дmax – максимальная величина доходов бюджета;
Т max – предельная ставка налога,
при которой доходы бюджета достигают максимального значения
По мере роста ставки Т (от нуля до 100%) налоговые поступления увеличиваются от нуля до определенного максимального уровня, а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, вследствие чего налоговая база сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. Напротив, при переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств.
Теоретической предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. При 40–50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании экономики и в результате приводит к снижению налоговых поступлений в бюджетную систему. Следствием использования предельной ставки налога может быть «переход» налогоплательщиков из «легального» в «теневой» сектор экономики.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, поэтому на практике сложно ответить на вопрос: при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет?
|
|
2) политика разумных налогов, направленная на развитие предпринимательства и обеспечивающая благоприятный налоговый климат;
3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при условии значительной социальной защиты.