Правовое положение судебного представителя и оформление его полномочий. 9 страница

Жалобы военнослужащих по поводу незаконной деятельности госорганов, организаций и должностных лиц, не вытекающие из воинских правоотношений подсудны районным судам.

В ст. 358 ГПК констатировано, что юридические лица вправе обжаловать в суд неправомерную деятельность, ущемляющую их права, только в случаях, прямо указанных в законе.

Например, в силу ст.34 Закона Республики Беларусь “О политических партиях” письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь политической партии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. На основании ст. 28 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” письменное предупреждение, вынесенное руководящему органу международного или республиканского общественного объединения, эти организации вправе обжаловать в Верховный Суд Республики Беларусь, а предупреждения в отношении руководящего органа местного общественного объединения, - в областной, Минский городской суды по месту нахождения руководствующего органа этого общественного объединения.

В ч.1 ст.353 ГПК содержится оговорка, согласно которой гражданин вправе обратиться в суд с жалобой на неправомерную деятельность, кроме случаев, когда законодательством разрешение отдельных жалоб отнесено к компетенции иных, несудебных органов.

Вместе с тем, Конституционный суд Республики Беларусь в Заключении от 24 июня 1998 г. “О соответствии Конституции Республики Беларусь ст.267 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ”, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. №7 “О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий ” указал, что суды должны принимать к своему производству жалобы на неправомерную деятельность, ущемляющую права, и в случаях, если предусмотрен несудебный порядок их рассмотрения.

В подобных ситуациях суды должны руководствоваться ст.ст. 60 и 137 Конституции.

По общему правилу жалобы на неправомерную деятельность подаются в суд после обжалования действия или бездействия в вышестоящий орган или должностному лицу.

Предварительное рассмотрение жалобы в административном порядке производится с соблюдением действующего законодательства.

Дела данной категории, главным образом, подсудны районным (городским) судам.

В жалобе должны содержаться все реквизиты в соответствии со ст. ст. 109 и 340 ГПК. К жалобе прилагается копия ответа по результатам ее разрешения в административном порядке.

В частности в жалобе указывается: какое действие или бездействие обжалуется; сведения об обращении в административном порядке и результатах рассмотрения жалоб; в чем выражается несогласие заявителя, какими доказательствами руководствуется заявитель и др.

Заявитель вправе обратиться в суд в течении одного месяца с момента получения отказа по административной линии об удовлетворении требования (ст. 355 ГПК).

Пропущенный заявителем процессуальный срок на обращение в суд может быть восстановлен при наличии уважительных причин. В случае признания причин пропуска срока неуважительными, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Жалобы рассматриваются с извещением заявителя и органа, организации или должностного лица чьи действия обжалуются. Кроме того, в соответствии с Приказом №3 от31 марта 1995г. Генерального прокурора Республики Беларусь “О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам” по всем делам этой категории обязательно участие прокурора.

Суд вправе признать обязательной явку сторон по делу. Об этом делается отметка на извещении. При неявке без уважительных причин стороны в таких случаях суд может применить судебный штраф в соответствии со ст.ст. 170 - 171 ГПК

По результатам рассмотрения жалобы суд принимает одно из следующих решений:

Удостоверившись в обоснованности жалобы, суд возлагает обязанность на государственный орган, организацию или должностное лицо устранить допущенное нарушение;

Установив, что действия или бездействия госорганов, организаций, должностных лиц соответствуют законодательству и совершены в пределах их компетенции, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа, юридического лица, организации, должностному лицу либо в орган военного управления, действия которых обжалованы, либо в вышестоящую инстанцию.

Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю в месячный срок (ст. 357 ГПК)

При неисполнении в установленный срок решения суда юридическим лицом на это лицо может быть наложен судебный штраф в размере до 1000 базовых величин, а на гражданина до 200 базовых величин. Кроме этого, к нарушителям могут применяться иные меры, предусмотренные ст. 537 ГПК.

23.7 Особенности рассмотрения жалоб на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе.

Особенности рассмотрения жалоб на решения Аппеляционного совета патентной экспертизы при патентном органе закреплены в ст.ст. 359 -360 ГПК

Одним из важнейших современных направлений гражданско - правового регулирования общественных отношений является сфера выявления, выведения, создания, охраны и использования объектов, промышленных образцов, товарных знаков, выведение полезных сортов растений и пород животных и т.д.

Указанную проблему регулируют ст.ст. 62 - 67 ГК, а также ряд нормативно правовых актов: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. “О правовой охране топологий интегральных микросхем”; Закон от 5 февраля 1993 г. “О патентах на промышленные образцы”; Закон от 8 июля 1997г. “О патентах на изобретения и полезные модели”; Закон от 13 апреля 1995г. “О патентах на сорта растений”; Закон от 5 февраля 1993 г. (с изменениями от 27 октября 2000г.) “О товарных знаках (знаках обслуживания)” и другие.

Дела, возникающие в связи с созданием, использованием и охраной объектов промышленной собственности могут быть сгруппированы в две основные группы:

Дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции;

Административно-правовые споры.

При этом судебные дела неоднородны и, зависимости от их сущности, рассматриваются и разрешаются в исковом порядке или по правилам производства, установленном для дел, вытекающих из административно-управленческих отношений.

Большинство дел в сфере правового регулирования создания, охраны и использования объектов промышленной собственности (авторские права) возникают из управленческо-правовых отношений. Это дела, которые отражают отношения между гражданами и юридическими лицами в процессе осуществления деятельности творческого характера изобретателей, рационализаторов, авторов и других лиц. Выведение новых сортов и пород, создание образцов и т.д. должно быть юридически оформленным, закрепленным. По поводу этого между государственными органами (Комитетом по науке при Совете министров и входящим в его структуру Национальным центром интеллектуальной собственности), с одной стороны, и юридическими лицами и гражданами с другой возникают соответствующие связи.

Государственный орган должен рассмотреть заявления по поводу создания и выявления объектов промышленной собственности, выдать соответствующие свидетельства, патенты и совершить другие действия. При этом между государственным органом, авторами, юридическими лицами и иными гражданами могут возникать разногласия.

Большинство таких споров подлежат предварительному рассмотрению в административном порядке в специально созданном юрисдикционном органе, которым является Апелляционный совет патентного органа.

Деятельность Апелляционного совета регламентирована Положением об Апелляционном совете, которое утверждено приказом № 462 от 12 декабря 1995 г. Министра образования и науки Республики Беларусь. Процедура подачи в Аппеляционный совет жалоб и порядок их рассмотрения определены в Правилах, утвержденных постановлением № 1 от 17 мая 2001 г. Государственного патентного комитета Республики Беларусь.

В частности, Апелляционный совет рассматривает жалобы:

На решения патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение, промышленный образец, сорт растения, породу животного;

На решения об отказе в регистрации товарного знака.

Он же рассматривает возражения по поводу выдачи патента, по поводу совершенной регистрации товарного знака.

В порядке искового производства рассматриваются гражданские дела, по которым соответствующие права оформлены патентным органом, однако требуется защитить эти права. Например, дела о признании авторских прав на изобретение, новый сорт растения и т.д.; о взыскании вознаграждения.

В соответствии со ст.ст. 359-360 ГПК рассматриваются жалобы на решения Апелляционного совета.

Рассмотрение этих жалоб детально регламентировано действующими Правилами. Так, в зависимости от предмета жалобы срок ее разрешения составляет от одного до шести месяцев. Эти сроки являются материально-правовыми и их нарушение не препятствует обращению в суд. Законодательство об объектах промышленной собственности определяет и сроки обращения с жалобой в суд. Эти сроки установлены продолжительностью также от одного до 6-ти месяцев. В случае пропуска сроков по уважительным причинам суд может их восстановить.

Право на обращение с жалобой в суд предоставлено юридически заинтересованным в исходе дела лицам, не согласным с решением Апелляционного совета.

При обращении в суд заявитель уплачивает государственную пошлину в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 18 октября 2000г. № 559 “О государственной пошлине, взимаемой при подаче заявленияй и жалоб в судебную коллегию по патентным делам Верховного суда Республики Беларусь”

Дело рассматривается с участием заявителя, а также представителя патентного органа, иных лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением по делу.

При подготовке к судебному разбирательству суд действует по общим правилам ГПК, и в этой части процесса должно быть обеспечено представление необходимых доказательств по делу: материалы рассмотрения жалобы в Апелляционном совете, документы об установлении и признании объектов промышленной собственности.

Дела рассматриваются по первой инстанции коллегий судей в составе трех человек. Дело подлежит рассмотрению в месячный срок с момента поступления жалобы. Решение суда вступает в законную силу немедленно, должно быть мотивированно, и не может быть обжаловано в кассационном порядке.

При удовлетворении жалобы заявителя суд может обязать патентный орган совершить определенные действия, направленные на восстановление нарушенных прав.

24. Особое производство.

24.1 Понятие особого производства.

Особое производство - это регламентированная гражданским процессуальным правом деятельность суда и участников гражданского процесса, связанная с рассмотрением в судах общей юрисдикции гражданских дел об установлении фактов и состояний, имеющих правовое значение.

Особое производство применимо только к делам, перечень которых установлен законодательством.

В ст. 361 ГПК указано, что в порядке особого производства рассматриваются дела:

1)об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2)o признании гражданина умершим и об объявлении гражданина безвестно отсутствующим;

3)об объявлении несовершеннолетнего дееспособным;

4)o признании гражданина недееспособным;

5)Об ограничении дееспособности гражданина;

6)o признании недееспособного гражданина дееспособным;

7)об oтмене oграничения дееспoсoбнoсти;

8)об усыновлении (удочерении) ребенка;

9)o вoсстанoвлении прав по документам на предъявителя;

10)о принудительной госпитализации и лечении граждан;

11)о признании наследства выморочным;

12)o признании движимой вещи бесхозяйной и передачи ее в собственность лица, вступившего во владение ею;

13)o признании недвижимой вещи бесхозяйной и установлении права коммунальной собственности на эту вещь;

В порядке особого производства рассматриваются и другие дела в случаях, предусмотренных законами Беларуси.

Перечисленные категории дел отличает от дел искового, приказного производств и вытекающих из административно - управленческих отношений такая особенность, как отсутствие по делам особого производства спора о праве или необходимости принудительного исполнения обязанности, или проверки законности административного правоприменения.

В результате принятия решения по делам особого производства заявитель приобретает соответствующие права.

Вместе с тем, вследствие рассмотрения дела граждане могут быть и ограниченны в правах (ограничение дееспособности, лишение дееспособности).

Во всех видах гражданского судопроизводства, кроме особого, в деле участвуют лица, имеющие противоположный юридический интерес.

Дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с учетом положений ст.ст. 361 - 3935 ГПК и сущности особого производства.

Право на обращение в суд по делам особого производства принадлежит заинтересованным лицам, для которых судебное решение влечет наступление юридических последствий.

Процессуальный закон указывает ряд дел, по которым с заявлением в суд вправе обратиться юридические лица и граждане, поскольку они имеют личный интерес, либо вступают в процесс с целью защиты прав других лиц (ст.ст. 373, 377, 379, 381, 3931 ГПК).

Дела особого производства рассматриваются с участием заявителя, а также заинтересованных граждан и юридических лиц.

В качестве заявителя в деле выступает лицо, которое обратилось в суд в своих интересах, или в отношении которого заявлено требование прокурором, государственными органам юридическими лицами или гражданами.

Заинтересованные юридические лица и граждане - это те участники процесса, которые вступают в дело по собственной инициативе, инициативе суда, ходатайству заявителя или прокурора, поскольку решение по делу может возложить на них обязанность совершить определенные действия, либо внести изменение в их правовое положение (ст. 362 ГПК).

Например, в качестве заинтересованных лиц могут участвовать органы опеки и попечительства, социальной защиты, родственники заявителя.

Как заявители, так и заинтересованные юридические лица, органы и граждане по делам особого производства относятся к юридически заинтересованным в исходе дела лицам и обладают процессуальными правами и несут обязанности по ст. 54 ГПК.

Если в заявлении о возбуждении дела особого производства суд обнаружит наличие спора о праве, то судья отказывает в возбуждении дела по ст.246 ГПК.

При обнаружении, либо заявлении спора о праве после возбуждения дела, судья обязан вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заинтересованным гражданам и юридическим лицам об их праве на обращение в суд в порядке искового производства (п. 4 ст. 362 ГПК).

24.2 Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, установлены в ст.ст. 363-367 ГПК, в других НПА.

Судебная практика рассмотрения этой категории дел изложена в постановлении №1 Пленума Верховного Суда от 18 мая 1994 г. “О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение” (с изменениями и дополнениями от 23 сентября 1999г., Постановление пленума ВС Республики Беларусь №11).

Согласно ст. 363 ГПК к фактам, имеющих юридическое значение, относятся такие факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.

В ст. 364 ГПК дан примерный перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Это дела об установлении фактов:

рoдственных oтнoшений;

нахождения лиц на иждивении;

регистрации рождения, усыновления, брака, развода, смерти, отцовства;

о принадлежности правоустанавливающих дoкументoв лицу, имя, oтчествo или фамилия кoтoрoгo, указанные в документе, не совпадают с именем, oтчествoм или фамилией этoгo лица по паспорту или свидетельству o рождении;

принятия наследства и места открытия наследства;

несчастного случая;

рождения или смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации рождения или смерти;

состояния в фактических брачных отношениях в установленных законом случаях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского состoяния не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов;

владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, если документы о регистрации такого имущества утрачены и в восстановлении их отказано;

признания oтцoвства или факта oтцoвства;

несooтветствия действительности сведений, пoрoчащих честь, дoстoинствo и деловую репутацию гражданина, если установить лицо, распространившее такие сведения, невoзмoжнo.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении №1 от 18 мая 1994 г. разъясняет, что дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются в суде в порядке особого производства только в том случае если:

Согласно закону эти факты порождают юридические последствия;

Установление фактов не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственном суду;

Заявитель не имеет возможности во внесудебном порядке получить или восстановить документы о юридическом факте;

Действующим законодательством не установлен иной (несудебный) порядок установления этих фактов.

Суд вправе рассмотреть и дела об установлении других юридических фактов, не указанных в ст. 363 ГПК.

Заявление по делам, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя кроме дел исключительной подсудности: об установлении факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а также по фактам принятия наследства и места открытия наследства (ст. 365 ГПК).

В заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны быть указаны сведения, установленные ст. ст. 109 и 366 ГПК.

Решение суда, которым устанавливается юридический факт, должно содержать указание на цель признания этого факта, однако информация об этом факте не препятствует использованию этого факта и во всех других случаях. Если суд устанавливает факт, подлежащий регистрации в органах ЗАГС, решение суда не заменяет актовую запись, а является правовым указанием о необходимости ее совершения (ст. 367 ГПК).

При рассмотрении дел об установлении различных по характеру фактов, имеющих юридическое значение, необходимо учитывать следующие положения.

Установление фактов родственных отношений.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №1 от 18 марта 1994 г. факт родственных отношений устанавливается в судебном порядке в том случае, когда он непосредственно порождает юридические последствия для заявителя: предоставляет право на получение пенсии в связи со смертью кормильца, получения свидетельства о праве собственности.

Не подлежит рассмотрению в порядке особого производства заявление об установлении родственных отношений, когда такое требование заявляется в связи с ошибками, допущенными в актовых записях органов ЗАГСа. Эти ошибки могут быть устранены в административном порядке, либо в суде путем обжалования действий органов ЗАГС по правилам ст.ст. 348-350 ГПК.

Установление факта нахождения лица на иждивении.

Факт нахождения гражданина на иждивении умершего может иметь правовое значение в случаях: возмещения иждивенцем вреда, получения иждивенцем наследства, назначения им пенсии.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. “О пенсионном обеспечении ” право на пенсию в случае потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

На основании ст. 1063 ГК право на наследство принадлежит двум группам нетрудоспособных иждивенцев умершего. К первой группе относятся нетрудоспособные иждивенцы, относящиеся ко второй и последующих очередей наследников по закону. Ко второй группе относятся нетрудоспособные иждивенцы, которые не входят в круг наследников по закону.

Для установления нахождения на иждивении граждан первой группы требуется, что бы они состояли на иждивении не меньше года до дня смерти кормильца. Для лиц второй группы, кроме того, необходимо и совместное проживание в течение этого срока.

В силу ст. 957 ГК право на получение возмещения вреда нетрудоспособными иждивенцами по случаю потери кормильца приобретается всеми иждивенцами, независимо от родственных отношений и срока нахождении на иждивении.

Более того, это право предоставляется и иждивенцем, которые стали нетрудоспособны в течение пяти лет после смерти кормильца.

Установление фактов регистрации рождения, усыновлении, брака, развода, смерти, отцовства.

Правила регистрации актов гражданского состояния (рождения, усыновлении, брака, развода, смерти, отцовства, перемены фамилии, имен и отчества) граждан, а также восстановление, изменение и аннулирование записей об этом регламентированы ст. ст. 193 - 227 КоБС и в Положении о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Беларусь (утверждено Постановлением Правительства от 7 июня 2000 г. № 821).

При этом ст. 4 КоБС устанавливает, что религиозные обряды, касающиеся брака и семьи, и полученные в их подтверждение документы о рождении, браке и смерти имеют правовое значение только в отношении тех случаев, которые имели место до образования или восстановления органов ЗАГС.

Вследствие этого суды вправе установить соответствующие факты, если они происходили на территории БССР до 1 мая 1920г.

Применительно к территории Западной Беларуси такие факты могут устанавливаться судом, если они были до 20 апреля 1940 г.

Установление факта принадлежности правоустанавливающих документов.

Необходимость в судебном установлении факта принадлежности лицу правоустанавливающих документов возникает при следующих обстоятельства:

Если сведения о фамилии, отчестве, имени гражданина в его документах правоустанавливающего характера не соответствуют данным об имени, фамилии, отчестве этого же лица в паспорте или свидетельстве о рождении (при правильном оформлении даных о личности в паспорте или свидетельстве о рождении).

Ошибки в правоустанавливающих документах не могут быть устранены органом, выдавшим эти документы.

По правилам ч.1 ст.364 ГПК не устанавливаются факты принадлежности гражданину документов, в отношении которых предусмотрена административная форма определения их принадлежности: документов о членстве в общественных объединениях, воинских документов, паспортов и других.

При обращении в суд заявитель обязан предоставить доказательства о невозможности исправить ошибки во внесудебном порядке, либо получить новый документ.

Установление фактов принятия наследства и места открытия наследства.

При открытии наследства в установленный законом срок наследник должен оформить в нотариальных органах право на наследственное имущество. Однако на практике имеют место факты, когда наследодатель не зарегистрировал наследственное имущество, либо по иным причинам наследник не располагает наследственными документами, хотя вступил в наследство и управление наследственным имуществом. В таких ситуациях наследник вправе в судебном порядке установить факт принятия наследства по ст.364ГПК. Вместе с тем, отказ нотариальных органов в выдаче свидетельства о праве собственности на наследственное имущество (если наследником представлены все необходимые документы) может быть обжалован в суд по правилам ст.ст. 351-352 ГПК

В ст. 1083 ГК определено, что свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя, а если это неизвестно - то место нахождения недвижимого имущества, либо его основной части. Когда отсутствует недвижимое имущество, место открытия наследства определяется местом нахождения основной части движимого имущества.

Для оформления свидетельства о праве на наследство наследник представляет нотариусу соответствующие документы. В случаях невозможности представления в нотариат достаточных документов о месте открытия наследства этот факт устанавливается в судебном порядке.

Установление факта несчастного случая.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь (в постановлении №1 от 18 марта 1994г.) указал, что суд вправе установить факт несчастного случая лишь в том случае, если возможность установления его во внесудебном порядке исключается, и это подтверждено документально. Суд принимает заявление к своему производству, если:

Акт о несчастном случае вовсе не составлялся и в данное время его составить невозможно;

Акт был составлен, но впоследующем был утрачен и восстановить его во внесудебном порядке в данное время невозможно;

При составлении акта допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая и устранить эту ошибку во внесудебном порядке невозможно.

Процедура составления акта о несчастном случае предусмотрена трудовым законодательством (ст.229 ТК).

При установлении факта несчастного случая суд не вправе определять причины случившегося и определять группу и время наступления инвалидности работника, устанавливать причины и степень утраты трудоспособности. Указанные обстоятельства выявляет соответствующая медико-реабилитационная экспертная комиссия.

Установление факта рождения или смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации рождения или смерти.

Заявление об установлении факта рождения или смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах принимается судом к производству и рассматривается по существу при представлении заявителем письменного отказа органа ЗАГС в регистрации этих фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: