2) должник находится вне пределов юрисдикции судов Республики Беларусь;
3) если заявитель не представил документы, подтверждающие заявленное требование;
4) если усматривается спор о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;
5) если не оплачена государственная пошлина.
Определение судьи об отказе в возбуждении приказного производства обжалованию и опротестованию не подлежит. Однако взыскатель вправе в дальнейшим обратиться в суд с этим же требованием в порядке искового производства (ст.396 ГПК).
При принятии заявления взыскателя (при наличии к этому достаточных оснований) судья выносит определение о судебном приказе, которое должно отражать все положения, предусмотренные в ст. 397 ГПК.
Копия заявления незамедлительно отправляется должнику с уведомлением о вручении.
Должник имеет право в пределах десяти дней с момента получения определения направить в суд свои возражения. В случае поступления в суд обоснованных возражений судья выносит определение, которым отменяет определение о судебном приказе. В этом определении заявителю разъясняется о его праве заявить свое требование в суд в порядке искового судопроизводства. Законодатель не указывает, какие возражения признаются обоснованными и решение этого вопроса относится к компетенции суда.
В случае непоступления в суд возражения, судья выдает взыскателю определение о судебном приказе, заверенное печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя определение о судебном приказе может быть направлено для исполнения судом (ст. 398 ГПК).
26. Обжалование и проверка не вступивших в законную силу постановлений суда 1-й инстанции.
26.1 Сущность и значение стадии кассационного пересмотра решений и определений суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 399-435 ГПК не вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции могут быть обжалованы и опротестованы в кассационный суд.
Процессуальная деятельность субъектов правоотношений по обжалованию и опротестованию не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Процессуальной целью этой стадии является разрешение кассационным судом вопроса о законности и обоснованности постановлений суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу и устранение судебных ошибок.
Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает три формы устранения ошибок в судебных постановлениях: кассационную, надзорную и пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Гражданское процессуальное законодательство некоторых государств устанавливает и апелляционное производство как одну из форм предотвращения ошибок в деятельности суда первой инстанции.
Апелляционное производство, в частности, учреждено в Российской Федерации, на Украине.
Во Франции, Германии, многих других государствах апелляционные суды действуют продолжительное время.
Как правило, апелляционный суд выступает в качестве второй судебной инстанции. Он рассматривает дела по жалобам на действия и постановления суда первой инстанции. Апелляционные суды рассматривают дела по правилам судопроизводства в судах первой инстанции с вызовом свидетелей, иных участников и исследованием доказательств. Обычно в апелляционном порядке рассматривается дело только в пределах заявленной жалобы и лишь в отношении лица, подавшего жалобу.
В современных государствах Западной Европы, помимо апелляционных, действуют и кассационные суды. Они выполняют функции ревизии судебных постановлений апелляционных судов. В кассационных судах не вызываются свидетели и не исследуются доказательства, а проверяются постановления суда на предмет их соответствия законодательству.
Заметим, что обновленный в августе 2004г. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь также учредил апелляционные суды и предусматривает возможность пересмотра судебного постановления в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
По-нашему мнению, логичным было бы учредить апелляционные суды и в гражданском судопроизводстве Республики Беларусь. Это необходимо как с точки зрения обеспечения унификации гражданского процессуального законодательства стран- участниц СНГ, обеспечения единства основополагающих принципов отправления правосудия по хозяйственным и гражданским делам, так и по другим основаниям. Однако, учитывая необходимость экономии средств на содержание судебной системы страны, мы полагаем возможным проводить эту работу только в контексте осуществления общей реформы всех вышестоящих судебных инстанций (В Приложениях 1-2 УМК приведены извлечения институтов апелляционного производства по ГПК РФ и Украины).
26.2 Порядок обжалования и опротестования не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции.
В кассационном порядке может быть обжаловано и опротестовано любое решение суда первой инстанции не вступившее в законную силу, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь и решений по жалобам на действия избирательных комиссий (ст.ст. 343 и 399 ГПК).
Право на подачу кассационной жалобы принадлежит юридически заинтересованным в исходе дела лицам, а также иным лицам, в отношении которых суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Прокурором вносится кассационный протест. Право на внесение и подписание протеста принадлежит соответствующим прокурорам и их заместителям, независимо от того участвовали ли они в рассмотрении гражданского дела. Что касается старших помощников, помощников прокурора, начальников управлений и отделов прокуратуры, то эти лица правомочны на внесение протеста, если они участвовали в рассмотрении гражданского дела.
Кассационная жалоба и протест подаются в суд первой инстанции, вынесший судебное решение, а адресуется в кассационную инстанцию суда. Протесты и жалобы направляются в десятидневный срок с момента вынесения решения.
В постановлении Пленума Верховного Суда РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 июня 2002г. №4 “О применении судами норм гражданско процессуального кодекса, регулирующих производство дел в кассационном порядке ” указано, что установленный в ст. 410 ГПК десятидневный срок на подачу кассационной жалобы исчисляется со дня вынесения решения и в отношении лиц, которые не принимали участия в суде первой инстанции.
Содержание кассационной жалобы и протеста должно отвечать требованиям ст. 409 ГПК и подписываются кассатором или его представителем. Эти процессуальные документы подаются в суд с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц. При необходимости суд вправе обязать кассатора представить такое же число копий прилагаемых документам (ст. 411 ГПК).
При подаче кассационной жалобы уплачивается госпошлина в соответствии с установленным порядком. В случае неуплаты пошлины, отсутствии подписи кассатора и иных недостатках жалоба может быть оставлена без движения с предоставлением процессуального срока на их устранение (ст. 412 ГПК).
Приняв надлежаще оформленную жалобу или протест, судья суда первой инстанции в установленном порядке уведомляет юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые вправе присоединиться к кассационной жалобе или протесту, либо заявить свои возражения.
По истечении десяти дней судья суда первой инстанции направляет кассационную жалобу или протест со всеми материалами гражданского дела в кассационный суд для рассмотрения по существу.
Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе отказаться от нее в кассационном суде до вынесения судебного постановления. Прoкурoр, принесший протест, вправе oтoзвать его в суде кассационной инстанции только до начала судебнoгo заседания. О принятии отказа от кассационной жалобы или отзыва протеста суд выносит определение о прекращении кассационного производства, (ст.416 ГПК).
После подачи кассационной жалобы или протеста стороны вправе заключить мировое соглашение, истец может отказаться от иска, а ответчик признать иск. При утверждении мирового соглашения или принятии отказа от иска суд кассационной инстанции отменяет ранее вынесенное судебное постановление и прекращает производство по делу. Признание иска ответчиком возможно в кассационном суде только в присутствии всех лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (ст. 418 ГПК). В таком случае суд отменяет решение по делу и выносит новое. Прекращение кассационного производства осуществляется в соответствии со ст. 417 ГПК.
Подготовка дела к кассационному рассмотрению производится судьей кассационного суда на основании правил рассмотрения дел в суде первой инстанции (ст. ст. 419, 263 ГПК).
В частности, суд извещает заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте судебного разбирательства. В случае неявки в кассационный суд кого-либо из этих участников судопроизводства, не извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд второй инстанции откладывает разбирательство жалобы или протеста (ст. 421 ГПК),неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы или протеста. Однако суд вправе отложить дело и при неявке юридически заинтересованных в исходе дела лиц по уважительным причинам.
Рассмотрение жалоб и протестов в кассационном суде осуществляется в соответствии со ст.ст. 406, 422-424 ГПК.
Состав кассационного суда состоит из трех судей, один из которых назначается председательствующим.
Обжалование и опротестование определений суда первой инстанции имеет следующие особенности:
Во-первых, жалобы и протесты по этим делам называются не кассационными, а частными.
Во-вторых, обжалование и опротестование определений суда первой инстанции возможно отдельно от обжалования решения только в случаях: 1) когда это предусмотрено ГПК; 2) если вынесенное определение препятствует дальнейшему движению дела. Что касается порядка подачи и рассмотрения частных жалоб и протестов, то он происходит по правилам, установленным для кассационных жалоб и протестов (ст.ст. 433-434 ГПК).
26.3 основания к отмене не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции.
Основаниями к отмене кассационным судом не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции являются:
1) полная или частичная неoбoснoваннoсть постановления;
2) незакoннoсть, то есть неприменение или неправильное применение судом подлежащих применению норм материальнoгo либо прoцессуальнoгo права (ст. 401 ГПК).
Полная или частичная неoбoснoваннoсть решения может выражаться в следующем (ст.402 ГПК):
1) суд первой инстанции не учел все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
2) факты, пoлoженные судом в oснoву решения, не подтверждены дoстатoчными и дoстoверными доказательствами;
3) изложенные в решении выводы суда не сooтветствуют установленным фактам.
Нарушение или неправильное применение норм материальнoгo права имеет место, если:
1) суд применил не подлежащую применению норму материальнoгo права;
2) неправильно применил подлежащую применению норму материальнoгo права;
3) неправильно истoлкoвал нормативный акт (ст. 403 ГПК).
По общему правилу, в качестве основания к отмене судебного решения (ст.404 ГПК) выступает только такое нарушение либо неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
Вместе с тем в названной норме процессуального права, перечислены восемь видов процессуальных нарушений, при наступлении которых решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Например, нарушен порядок отвода и самоотвода судьи, установленный ст.ст. 34 и 35 ГПК.
26.4 Полномочия суда кассационной инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу или протест, в кассационном определении суд второй инстанции вправе (ст. 425 ГПК):
1) оставить решение без изменения, а жалобу или протест без удoвлетвoрения;
2) отменить решение пoлнoстью или частично и направить дело в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
3) отменить решение пoлнoстью или в части и прекратить прoизвoдствo по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4) изменить решение или вынести нoвoе решение, не передавая дело на нoвoе рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дoпoлнительнoй проверки доказательств, oбстoятельства дела установлены судом первой инстанции пoлнo и правильно, но допущена ошибка в применении норм материальнoгo права;
5) изменить решение или вынести нoвoе решение на oснoвании исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств.
Согласно ст.435 ГПК при рассмотрении частных жалоб и протестов суд кассационной инстанции вправе:
1) оставить определение без изменения, а частную жалобу или частный протест без удoвлетвoрения;
2) отменить определение и передать вoпрoс на нoвoе рассмотрение в суд первой инстанции;
3) отменить определение пoлнoстью или в части и разрешить вoпрoс по существу.
По результатам пересмотра решений и определений суда первой инстанции суд кассационной инстанции выносит кассационное определение, которое должно содержать реквизиты, предусмотренные в ст. 427 ГПК: время и место вынесения определения; наименование и состав суда, вынесшего определение; кассаторы; краткое изложение oбстoятельств дела и содержание решения суда и другие сведения. При направлении кассационным судом материалов дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в определении указывается, какие нарушения допущены и как их следует устранять. Однако кассационный суд не вправе указывать в своем определении как следует оценивать доказательства, и какое необходимо вынести решение (ст.431ГПК).
К компетенции кассационного суда также относится вынесение частного определения на основании ст.430 ГПК.
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (ст. 432 ГПК).
В соответствии с полномочиями суда кассационной инстанции при рассмотрении частных жалоб и протестов на определения суда первой инстанции их изменение в кассационном порядке не предусмотрено.
Пленум Верховного суда РБ в постановлении №4 от 28 июня 2002 г. указал, что при отмене решения в кассационном порядке вышестоящий суд вправе принять дело к своему производству в качестве суда первой инстанции в связи со сложностью дела либо по другим обстоятельствам. Если решение отменяется повторно, дело, как правило, принимается к производству вышестоящего суда по правилам ч.2 ст.52 ГПК.
27. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу в надзорном порядке.
27.1 Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в надзорном порядке.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены на предмет их законности и обоснованности в надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Правила пересмотра судебных постановлений в надзорном порядке закрепляются в ст.ст. 436-451 ГПК. Кроме того, важное значение для обеспечения законности и единообразия в применении судебной практики надзорными судами имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
На основании ст. 436 ГПК в порядке судебного надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления судов первой инстанции, кассационных и надзорных судов. Не подлежат пересмотру в надзорном порядке постановления Президиума Верховного Суда РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Необходимость в надзорной проверке вступивших в законную силу судебных постановлений обусловлена следующими причинами: 1) не все постановления суда первой инстанции могут быть опротестованы и обжалованы в кассационном порядке;2) не всегда юридически заинтересованные в исходе дела лица, чьи права затронуты судебным постановлением, обращаются в кассационные суды; 3) нередко кассационные и надзорные суды не обнаруживают и не устраняют судебные ошибки.
Пересмотр вступившего в законную силу судебных постановлений в надзорном порядке является самостоятельной стадией гражданского процесса. В качестве основной процессуальной цели этой стадии выступает проверка обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений и выяснение вопроса, не допущены ли судами существенные нарушения норм материального и процессуального права при вынесении этих судебных документов.
Значение стадии пересмотра судебных постановлений в надзорном порядке выражается в том, что при пересмотре постановлений надзорными судами устраняются судебные ошибки и обеспечивается более эффективная и быстрая защита нарушенных прав.
Надзорное производство имеет ряд сходных черт с кассационным пересмотром судебных постановлений.
Во-первых, в надзорном порядке проверяется законность и обоснованность судебного постановления не только в пределах поставленных в протесте вопросов, а в полном объеме всего дела.
Во-вторых, надзорный суд осуществляет ревизию судебного постановления как в отношении указанных, так и не указанных в протесте лиц.
В-третьих, в качестве предмета надзорного и кассационного производств выступает законность и обоснованность соответствующих судебных постановлений.
В-четвертых, при подаче кассационных жалоб, протестов инициаторы пересмотра судебных постановлений и другие лица вправе представить в вышестоящую судебную инстанцию дополнительные материалы.
В-пятых, кассационные и надзорные суды вправе (наряду с другими полномочиями) отменять судебные постановления и возвращать дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. Указания вышестоящих судов в таких случаях обязательны при новом рассмотрении дела.
Имеются и иные сходства в деятельности кассационной и надзорной инстанций.
В то же время между надзорным и кассационным производствами имеются и существенные различия. К ним следует, в частности, отнести следующие:
в кассационном порядке проверяется законность и обоснованность не вступивших в законную силу постановлений судов первой инстанции. В надзорном порядке проводится ревизия вступивших в законную силу постановлений судов первой, кассационной и надзорной инстанций;
пересмотр судебных постановлений в кассационном порядке возможен при подаче надлежаще оформленной жалобы юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также лицами, права которых затронуты судебным постановлением, либо внесении протеста правомочными прокурорами. В надзорном порядке судебные постановления пересматриваются лишь на основании внесения в надзорные суды протестов должностными лицами суда и прокуратуры, перечисленных в ГПК;
надзорные суды не вправе вынести новые судебные постановления или изменить ранее вынесенное постановление на основании дополнительных материалов и доказательств. Кассационные суды имеют такое право (ст. 425 ГПК);
имеются и иные отличия в полномочиях и деятельности кассационных и надзорных судов (ст.ст. 424, 442, 447 ГПК и т.д.).
27.2 Суды надзорной инстанции. Лица полномочные вносить надзорные протесты.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
1) Председатель Верхoвнoгo Суда Республики Беларусь, Генеральный прoкурoр Республики Беларусь и их заместители;
2) председатели областных, Минскoгo городского судов, прoкурoры области, гoрoда Минска и приравненные к ним прокуроры
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор; (ст. 439 ГПК).
К надзорным судам ст. 440 ГПК относит:
президиумы областных и Минского городских судов, которые рассматривают протесты на постановления соответствующих районных и городских судов, а также на кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам;
Белорусский военный суд, правомочный рассматривать протесты на постановления межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке;
военная коллегия Верховного Суда РБ: рассматривает протесты на постановления Белорусского военного суда, вынесенные им по первой инстанции и кассационные определения Белорусского военного суда;
судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ (рассматривает протесты на постановления президиумов областных и Минского городского судов и постановления областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке);
Президиум Верховного Суда РБ, который рассматривает дела по протестам на постановления судебной коллегии по гражданским делам и военной коллегии Верховного Суда РБ.
При рассмотрении гражданских дел в порядке надзора Президиумом Верховного суда РБ и президиумами областных и Минского городского судов правомочным является состав надзорного суда при участии большинства членов Президиума.
В судебных коллегиях Верховного суда РБ, в Белорусском военном суде и в коллегиях по гражданским делам областных и Минского городского судов составы надзорных судов формируются из трех судей (ст. 28 ГПК).
По результатам рассмотрения гражданских дел в надзорном порядке президиумы выносят судебное постановление, которое подписывает председательствующий. Надзорные коллегии выносят постановление в форме определения, которое подписываются тремя судьями (ст. 446 ГПК).
27.3 Процессуальный порядок возбуждения надзорного производства и пересмотра судебных постановлений.
Надзорное производство как стадию процесса, условно можно разделить на подготовительную и основную части. В первой, подготовительной части, указанные в ст. 439 ГПК должностные лица суда и прокуратуры решают вопрос, имеются ли основания для внесения надзорного протеста. Для разрешения этого вопроса из соответствующего суда истребуются и изучаются материалы гражданского дела.
С учетом анализа всех материалов гражданского дела компетентное лицо суда или прокуратуры вносит протест либо приходит к выводу об отсутствии оснований для протеста.
Поводами для истребования дела и вынесения протеста являются:
надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;
представления председателей судов;
собственная инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора (ст.437 ГПК).
Право истребования гражданского дела для определения вопроса об отсутствии или наличии оснований для внесения надзорного протеста предоставлено не только указанным в ст. 439 ГПК должностным лицам суда и прокуратуры, но и районным, городским и межрайонным прокурорам (ст. 441 ГПК).
Надзорные жалобы адресуются лицам, правомочным вносить протесты и должны содержать реквизиты, указанные в ст. 438 ГПК.
Жалобы могут быть поданы в течение трех лет с момента вступления в силу судебного постановления (ст. 437 ГПК). Вместе с тем ответчик вправе подать надзорную жалобу и позднее, если дело было рассмотрено в его отсутствие по причине неизвещения судом о времени и месте рассмотрения дела, но при условии, что гражданское дело не уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Должностные лица суда и прокуратуры, получившие надзорную жалобу, обязаны в месячный срок ее проверить и дать письменный ответ подателю жалобы. При отказе в удовлетворении требования об опротестовании судебного постановления подателю жалобы направляется мотивированный ответ (ст.442 ГПК).
В ст. 437 ГПК закреплено правило о том, что надзорные жалобы на судебные постановления суда первой инстанции, которые не обжаловались в кассационном порядке, принимаются к рассмотрению только в случаях, если причины, по которым не были поданы кассационные жалобы, признаны уважительными. Уважительность причин определяется лицом, имеющим право принесения протеста.
Должностные лица, которым предоставлено право приненесения надзорных протестов, могут приостановить исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания надзорного производства (ст. 441 ГПК).
В силу ст. 437 ГПК основаниями для внесения надзорных протестов на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
При внесении протестов (ст. 443 ГПК)надзорные суды направляют юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протестов и, при необходимости, а также по просьбе этих лиц извещают их о времени и месте рассмотрения дела..
Лицо, принесшее протест, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В последующем протест не может быть не отозван, не изменен. В случае отзыва протеста надзорный суд извещает об этом юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст.444 ГПК).
Рассмотрение гражданского дела в порядке надзора осуществляется по общим правилам ГПК для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными для надзорного производства, с учетом его сущности (ст. 445 ГПК).
Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела.
По сложившейся практике в рассмотрении дела в порядке судебного надзора участвует прокурор, который поддерживает протест, если он внесен прокуратурой, либо высказывает свое мнение по делу (ст. 445 ГПК).
27.4 Основания к отмене судебных постановлений в порядке надзора. Полномочия надзорной инстанции.
К основаниям для отмены в надзорном порядке судебных постановлений ст. 448 ГПК относит необоснованность постановлений или существенные нарушения норм материального или процессуального права. Судебное постановление не может быть отменено лишь по формальным основаниям.
Надзорные суды, рассмотрев гражданское дело в порядке надзора по внесенному протесту в своих определениях или постановлениях вправе:
оставить судебное постановление без изменений, а протест в порядке надзора - без удовлетворения;