Лекция 6. Организационная структура

ЛЕКЦИЯ 5. Система управления

Вопросы:

1. Понятие системы управления.

2. Факторы формирования системы управления

3. Принципы построения системы управления.

Ответы:

Системы- это целостная совокупность элементов или звений, и связей между ними.

В понятии системы управления элементами выступают все работники, участвующие в управлении.

Система управления предполагает только те связи, которые интересуют отношения управления, которые возникают только тогда, когда осуществляется функции и полномочия управления.

Система управления-это…

- совокупность связей общей целеустремлённости,

-согласованность действий,

-восприятие решений,

-связи подчиненности в соответствии с распределением полномочий на принятие решений.

Любую систему управления характеризуют в первую очередь звенья, из которых она формулируется и связей существующие между этими звеньями.

Система управления – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих связи процесса управления в социально-экономической системе (в организации)

Элементы это цеха, службы, подразделения.

Семь факторов формирования:

1.цели управления (реальность) желаемое, возможное, необходимое.

2.функция управления. Функции-это виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления.

3.полномочия управления, которые необходимы для принятия управленческих решений.

Полномочия- это право на принятие решения.

4.трудоемкость функций и полномочий

5.объект управления

6.информация

7.техника, которая необходима для осуществления процесса управления.

Принципы управления:

Принципы- основное правило, в соответствии которого осуществляется деятельность, достигается успех.

1.принцип сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственность

2.все звенья системы управления должны быть соразмерны по трудоемкости по объему деятельности.

3.в системе управления должна быть присуща иерархичность.

4.система управления должна быть ориентирована на определенный уровень компетентности персонала управления.5.управление не должно и не может быть абсолютно формализованным.

6.система управления должна учитывать так же потребность эффективного контроля.

7.система управления должна быть адаптивной, т.е. приспособленной к меняющимся обстоятельствам работы

8.своими характеристиками система управления должна соответствовать механизму управления и процессу управления.

Решение об организационной структуре принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах организации.

Организационное проектирование включает этапы:

1)Деление организации на блоки соответствующие важнейшим направлениям деятельности.

2)Установление соотношения полномочий различных должностей, установление целей команд, дальнейшее деление на более мелкие подразделения.

3)Определение должностных обязанностей работника.

Депортаментализация - п роцесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами секторами. При этом особую значимость приобретает, как разделить деятельность сотрудников по горизонтали и вертикали.

По горизонтали, - какие задачи должна решать каждая структурная единица.

По вертикали- на какой ступени иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения.

Каждый должен иметь какой-то объем полномочий, которые необходимы для решения поставленных перед ним задачей.

Сущность организации:

1.Централизованные организации-это организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений.

2.Децентрализованные организации-это организации, в которых полномочия распределены по ниже стоящим уровням. Управляющие среднего звена имеют большие полномочий в конкретных видах деятельности.

Виды структур:

Обычно организационные структуры делят на-

1)Бюрократические

2)Адаптивные (органические)

Бюрократические структуры характеризуются:

А.высокой степенью разделения труда

Б. развтой иерархией управления

В.многочисленными нормами и правилами поведения

Недостаток: преувеличение значимости определенных правил и норм, процедур. В результате чего организация утрачивает гибкость.

К бюрократическим структурам относят:

1)функциональные структуры

2) дивизиональные структуры

Адаптивные(органические)структуры в отличии от бюрократических структур могут эффективно реагировать на проходящие изменения, например технологии.

Выделяют два типа структур:

-проектные

-матричные

Другая классификация кладет в основу:

1.Основные схемы структур.

А) базисные схемы

Б) схема «линия»

В) схема «кольцо»

Г) производственные схемы структур

Д) схема «звезда»

Е) схема иерархическая.

2.Клиссическая структура управления.

А) линейные

Б) функциональные

В) линейно-функциональные.

3.Специальные структуры управления.

А) дивизиональные структуры (продуктивные)

Б) региональные

В) проектные

Г) матричные.

Базисные схемы управления- это схемы, которые реализуют основные типы организационных отношений: линейные и функциональные связи.

Линейная связь характеризуется передачей управленческого воздействия от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций или процедур включающих административные функции.

Функциональная связь характеризуется передачей управленческих воздействий в виде набора конкретных функций, не включающих административные функции.

Линейная схема может быть рекомендована для небольших организаций, при условии высокого профессионализма руководителей. Это связанно с тем, что в его руках большая власть.

Дивизиональная (дивизион, филиал и т.д.) структура- деление организации на блоки, происходит по видам товаров и услуг, по группам покупетелей, по географическим регионам.

Проектная организационная структура- временные структуры, создаваемые для решения конкретной задачи проекта. Руководитель проекта несет полную ответственность за своевременную и начальную разработку.

Матричная организационная структура:

Является вариантом проектной организационной структуры и образуется путем положения проекта на постоянную для данной организации функциональную структуру.

В матричной организации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, в которых работают постоянно.

Организации конгломератового типа- это организации, у которых в различных отделениях наблюдаются различные структуры:

А) матричная

Б) продуктивная

В) функциональная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: