Тенденции развития подсистем ЗУР
В области управления ракетой газодинамическое управление конкурирует с уравлением газодинамическими рулями.
Газодинамическое управление разделяется на управление вектором тяги и управление пиротехническими устройствами, например, импульсными двигателями малой тяги (ракета HVM).
Газодинамическое управление позволяет уменьшить лобовое сопротивление, открывает возможность широкого маневра при полете на большой высоте и с большой скоростью.
К недостаткам управления пиротехническими устройствами относится ограничение длительности управления полетом, трудность оценки действия внутренних сил реактивного двигателя и его эффективности, обязательное изменение центра тяжести ракеты во время полета.
В развитии боевого снаряжения ЗУР можно проследить следующие тенденции:
- увеличение массы БЧ при модернизации ракет (Roland);
- появление в ЗУР бронебойно-фугасных БЧ (сердечник), связанное с возрастанием скорости ракеты и использованием ее кинематической энергии.
|
|
К тенденциям развития бортовой аппаратуры можно отнести:
1. использование микропроцессоров и микроЭВМ для повышения функциональных возможностей и уменьшения стоимости ракеты;
2. использование датчиков угловых скоростей и ускорений для повышения стабилизации ракеты при увеличении ее маневренности;
3. уменьшение габаритов бортовой аппаратуры, что позволяет увеличить скорость ракеты;
4. применение модульных конструкций (унификация средств СВЧ ЭА, микропроцессоров).
В области двигателестроения ЗУР к основным направлениям совершенствования ракетных двигателей можно отнести:
1. создание новых технологичных топлив с лучшими эксплуатационными свойствами;
2. применение твердотопливных зарядов сложной конфигурации, обеспечивающих ступенчатую запрограммированную в соответствии с требованиями к ракете тягу двигателя, например, Roland Mach 5;
3. применение новых высокопрочных и термостойких материалов для корпусов двигателей ЗУР.
При увеличении скорости полета ЗУР до гиперзвуковой скорости перед разработчиком новых ракет возникают определенные проблемы, связанные с кинетическим нагревом ракеты, условиями ее обдува воздухом.
Кинетический нагрев ракеты требует использования термостойких материалов, способных выдерживать температуру 2000-30000С. Пластинам стабилизаторов и рулей трудно удовлетворять этим требованиям. Это обуславливает переход к безлопастным рулевым приводам, использующим энергию набегающего потока воздуха или газогенератора (Roland Mach 5, HVN). Хвостовой стабилизатор выполняется в виде конуса или юбки, например HVM.
|
|
Использование боевых частей кинетического действия из тяжелых материалов требует дальнейших работ по изучению их свойств и созданию новых материалов.
Уменьшение калибра ракеты приводит к необходимости микроминиатюризации аппаратуры, уменьшению ее объема.
Увеличение потребной перегрузки, отделение отработавшего стартового двигателя ставит проблему разделения стартовой и маршевой ступени без возмущения маршевой ступени.
Малое время полета ставит задачу управления на стартовом участке полета.
Самого серьезного внимания заслуживает проблема обеспечения устойчивости ракеты на протяжении всего времени полета.
Состояние и тенденции развития противотанковых ракет.
На конкретных примерах в техкабинете:
Дракон, Фагот, Конкурс, Метис, Корнет и др.