Права потребителей. Грамотный потребитель знает свои права и механизм их реализации. Поэтому потребительское образование должно быть нацелено, в первую, очередь на изучение законодательства о защите прав потребителей.
Впервые права потребителя были сформулированы в Специальном Послании президента Д. Кеннеди «О защите прав потребителей» Конгрессу США в 1962г. Он выделил в этом документе четыре основных права:
-право на безопасность (на защиту в случае продажи товаров, опасных для жизни и здоровья);
-право на информацию (на сообщение фактов, необходимых для совершения обоснованного выбора, и на защиту от мошеннической или вводящей в заблуждение информации, ложной рекламы);
-право на выбор (на возможность приобретения разных товаров и услуг по конкурентным ценам);
-право быть услышанным (быть уверенным, что жалобы потребителей будут своевременно рассмотрены административными органами, а их интересы учтены при разработке правительственной политики).
Позднее эти права были дополнены еще тремя:
|
|
-право на потребительскую грамотность;
-право на возврат недоброкачественной продукции;
-право на чистую окружающую среду.
В Европе начало официальной политике по защите прав потребителей было положено принятием в апреле 1975г первой предварительной программы ЕЭС по защите потребителей и информационной политике. В программе назывались пять основных прав потребителей:
- право на охрану жизни и здоровья и безопасность товаров и услуг;
- право на защиту экономических интересов;
- право на возмещение ущерба;
- право на информацию и просвещение;
- право на представительство интересов (быть услышанным).
В России ««Закон о защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992г. 5 декабря 1995г Государственной Думой принят документ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Российскому потребителю отныне гарантированы согласно этим законодательным актам права, эквивалентные принятым в ЕЭС: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни, здоровья и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение потребителей, на государственную и общественную защиту их интересов.
Консъюмеризм. Воспитание грамотного потребителя, способного защитить свои права, является одной из главных задач консъюмеризма. Консъюмеризм - это организованное движение граждан и государственных органов в защиту и за расширение прав потребителей.
Движение потребителей зародилось в начале века в США под влиянием растущих цен и разоблачений Э. Синклера по поводу патентованных медицинских препаратов и мясных продуктов. Вторая волна его в середине 30-х годов была вызвана взлетом розничных цен во время Великой депрессии и скандалом с лекарствами. Третья волна поднялась в 60-е годы, когда президент Дж. Кеннеди провозглашает права потребителя, а экономисты Дж. К. Гэлбрейт, В. Паккард и Р. Карсон обвиняют в своих книгах крупный бизнес в махинациях и расточительстве. Ральф Нейдер, легендарный лидер потребительского движения, начинает кампанию по обвинению «Дженерал моторе» в обмане потребителей, покупавших ее автомобили с явными дефектами. В результате 1 млн. автомобилей впервые в истории США забракован, а деньги возвращены потребителям.
|
|
В послевоенные годы общественные организации потребителей возникают и в других странах мира, прежде всего в Великобритании, Франции, ФРГ, Скандинавских странах, Японии и ряде развивающихся стран. Несмотря на некоторые различия в деятельности организаций потребителей во всех странах прослеживаются и общие черты. Все они весьма активно занимаются просветительской деятельностью, сбором и анализом информации о товарах, тестированием их, участвуют в работах по стандартизации, оказывают юридическую помощь и защищают потребителей в случае злоупотреблений. Их практическая деятельность концентрируется вокруг следующих вопросов: честность в рыночных отношениях, качество и безопасность товаров (услуг), удовлетворение жалоб потребителей.
В 80-е годы активизируется движение потребителей в социалистических странах. Создаются организации потребителей в Польше, Китае, Венгрии, ГДР. В этих странах потребителей защищают прежде всего государственные органы (по стандартизации, ценообразованию и др.). При этом речь идет не о защите интересов и прав каждого конкретного потребителя, как в странах с рыночной экономикой, а всех потребителей в целом.
В России движение потребителей зародилось во второй половине 80-х годов на волне перестройки. В 1989г была образована Федерация обществ потребителей СССР под руководством А. Собчака, которая в 1992г в связи с распадом Союза преобразована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП).
Контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), его важнейшими функциями являются пресечение монополистической деятельности предпринимателей и недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, направление предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, предъявление исков в суды, арбитражные суды в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. (Это право - только у ГКАП РФ, но не у его территориальных управлений, которых 83).
Возложение функции защиты прав потребителей на антимонопольный комитет, возглавляемый председателем, имеющим ранг министра, в России и в других странах Восточной Европы является новшеством. Только во Франции в последние годы и в Великобритании в 70-е годы эту деятельность возглавлял министр, в компетенции которого находились исключительно вопросы защиты прав потребителей. В Ирландии, Дании и Соединённом Королевстве эта обязанность возлагается на министра торговли и промышленности; в Германии, Франции, Бельгии, Греции и Голландии - на министра экономики, в Португалии - на министра защиты окружающей среды, в Испании - на министра здравоохранения.
В числе государственных органов, защищающих права потребителя, - Госстандарт, Тоссанэпидемнадзор, Минприроды и др. В Межведомственном совете по защите прав потребителей, созданном постановлением Правительства РФ, представлено 21 министерство и ведомство. По мнению западных экспертов, Россия с образованием Межведомственного Совета опередила другие страны Европы в деле организации защиты прав потребителей. Все более существенную роль в потребительской политике начинает играть Национальный Фонд защиты прав потребителей, созданный в 1993г по инициативе ГКАП. Одно из главных направлений его деятельности - участие в формировании системы независимой экспертизы товаров, работ и услуг. Для этого создается сеть независимых центров и лабораторий по экспертизе и сертификации при участии государственных и негосударственных учреждений. Национальный Фонд осуществляет также финансовую поддержку программы подготовки кадров, работающих в консъюмеристском движении, и предпринимательства для формирования конкурентной среды на потребительском рынке.
|
|
Значительную роль по рассмотрению жалоб потребителей но месту их жительства ведут Комитеты по защите прав потребителей при местных администрациях. Эти органы создаются по постановлению главы местной организации и подчиняются ему. Они извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, услуг, о выявленных некачественных и опасных для жизни, здоровья, окружающей среды товарах; при обнаружении нарушения права потребителя на информацию прекращают или приостанавливают продажу товаров или оказание услуг до предоставления информации.